Публикатор
РУМЦ СЗФО ЧГУ об опыте взаимодействия с вузами-партнерами
РУМЦ СЗФО ЧГУ представил опыт продуктивного взаимодействия с вузами-партнерами на Всероссийском круглом столе «Доступная среда в вузах России: проблемы и возможные решения».
Мероприятие было организовано и проведено Ассоциацией ведущих университетов страны (Ассоциация федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета), Советом ректоров Северо-Западного федерального округа, Советом ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Мероприятие прошло при поддержке Министерства высшего образования и науки РФ, федеральной сети РУМЦ по обучению инвалидов в вузах РФ, Ассоциации инклюзивных вузов. В круглом столе приняли участие представители более 100 университетов, с докладами выступили 13 представителей вузовского сообщества со всех уголков страны.
В своем выступлении директор ресурсного центра, профессор, д.п.н. Ольга Александровна Денисова сделала акцент на стратегически важной связи качественного сотрудничества с вузами-партнерами как инструменте повышения доступности инклюзивного высшего образования.
– Плодотворный способ контакта способствует установлению и продлению отношений взаимного доверия и достижению эффективных результатов совместной деятельности. Он формируется на основе группового опыта в виде построения маршрута действий для достижения единой цели. И обязательно включает такие составляющие, как: мотивация, нетворкинг, информирование, успешность, вовлечение и сотворчество.
Для достижения результата РУМЦ СЗФО ЧГУ работает на всех уровнях продуктивного взаимодействия в инклюзивной образовательной среде: международном, федеральном, окружном, региональном, муниципальном и самой образовательной организации, в том числе включая взаимодействие с 28-вузами-партнерами. Специалистами ресурсного центра осуществляется методическое сопровождение и подготовка кадров, определение и трансляция лучших практик, экспертная деятельность и работа в совещательных органах, реализация социально значимых инициатив и проектов.
Общественно-значимые эффекты деятельности РУМЦ для сопровождения профориентации, образования и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ в регионе включают в себя социальный и образовательный эффекты, рассказала Ольга Александровна.
– Социальный эффект обеспечивается через выстраивание сетевой архитектуры партнерства РУМЦ в регионе; реализацию совместных проектов с социально ориентированными НКО, Региональными общественными организациями инвалидов; через поддержку центров занятости населения, сотрудничество с РОИВ и бизнесом. Образовательный эффект заключается в методическом обеспечении инклюзивного образования на всех его ступенях; в создании на базе РУМЦ центров формирования компетенций специалистов инклюзивного образования; в совместных международных, межрегиональных, межведомственных и междисциплинарных проектах в сфере образования, социализации, реабилитации инвалидов.
Важными эффектами деятельности РУМЦ СЗФО ЧГУ являются инновационный и имиджевый.
– Инновационный эффект достигается благодаря разработке нового реабилитационного оборудования для инвалидов; созданию и трансляции практики применения цифровых инструментов сопровождения инвалидов для бизнеса, населения, органов власти. Имиджевый эффект возможен благодаря профессиональной и независимой экспертизе компетенций, проектов, разработок в сфере образования, социализации, реабилитации инвалидов; вхождению мероприятий сети РУМЦ в программы регионов и международную повестку.
Условиями эффективного взаимодействия, по мнению специалистов РУМЦ СЗФО ЧГУ, являются выявление степени совпадения целей и совместных интересов; четкое разграничение прав, обязанностей, функций сторон; наличие единого информационного пространства, способствующего своевременному информированию о целях, задачах, действиях, направлениях работы. Также крайне важно ранжирование связей и отношений, взаимодействий на основе учета интересов и целей участников; постоянный контакт и обмен информацией и действиями между участниками инклюзивной образовательной среды.
Ольга Денисова озвучила проблемы и вызовы к деятельности вузов. Во-первых, то, что в высшем образовании не определен статус и права обучающихся с ОВЗ и регламент их сопровождения. Во-вторых, существует разный стартовый уровень готовности вузов к ИВО при единой стратегии сопровождения вузов в инклюзивном высшем образовании. В-третьих, существует неоднозначное отношение администрации и сотрудников вузов к ИВО. В-четвертых, программы развития вузов в части сопровождения профориентации, профессионального образования и трудоустройства инвалидов слабо учитывают и используют ресурсы РУМЦ. В-пятых, бизнес, власти и НКО реализуют разную мотивацию и разные стратегии взаимодействия в сфере ИВО. В-шестых, существует межведомственная разобщенность в сфере социальной и образовательной инклюзии.
Пути повышения доступности инклюзивного высшего образования, озвученные Ольгой Александровной, включают ряд пунктов. Реализовать систему мер по включению в программы развития вузов блоков по повышению доступности ИВО. Реализовать системную работу по формированию инклюзивной культуры. Создать единую библиотеку научно-методического обеспечения ИВО. Обеспечить возможность официального использования библиотеки научно-методического обеспечения ИВО и портала ИВО при аккредитации образовательных программ. Создать возможность сертифицирования экспертов доступной среды вузов. Создать синхронизированный календарь сетевых мероприятий в сфере ИВО. Создать на базе РУМЦ волонтерские центры и центры компетенций по образованию, социализации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Обеспечить вовлечение вузов в такие мероприятия РУМЦ, как конкурс «Профессиональное завтра» и Всероссийский форум по инклюзивному высшему образованию. Инициировать проведение сезонных школ /стажировок для студентов и ППС в сети РУМЦ. Продолжить и популяризировать работу по описанию, экспертизе и трансляции лучших практик сети РУМЦ.
Опыт РУМЦ СЗФО ЧГУ был высоко оценен Советом ректоров вузов СЗФО, Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ассоциацией федеральных университетов, федеральной сетью ресурсных учебно-методических центров и вузами-партнерами, Министерством науки и высшего образования России.
Перспективность работ в сфере инклюзивного высшего образования до 2030 года, эффективность деятельности проекта РУМЦ ВО, необходимость включения работ по повышению доступности и качества ИВО в программы развития вузов России отметила Светлана Александровна Москалева, зам. начальника отдела реализации программ и проектов в сфере высшего образования Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России. Светлана Александровна подчеркнула значительный вклад РУМЦ ВО в увеличение количества поступающих в вузы лиц с ОВЗ и инвалидностью, большое значение сети РУМЦ в сопровождении инвалидов во время обучения, а также важность работы горячей линии Call-центров РУМЦ в период предстоящей приемной кампании 2021 г.
Марина Юрьевна Лаврикова, исполнительный директор Совета ректоров СЗФО, модерировавшая работу круглого стола, подчеркнула практическую значимость работы всей федеральной сети РУМЦ и РУМЦ СЗФО ЧГУ в частности, высказалась за совместное решение проблемных моментов, отметила приоритетность развития инклюзивного образования при работе с вузами-партнерами.
«У нас настоящая команда единомышленников. Продуктивное взаимодействие в сети РУМЦ СЗФО ЧГУ сложилось благодаря нашим лидерам – Денисовой Ольге Александровне и Лехановой Ольге Леонидовне», – отметила Наталья Васильевна Старовойт, доцент Института образования БФУ им. И. Канта.
«Спасибо большое, Ольга Александровна и Ольга Леонидовна, за совместную работу! Благодаря тесному сотрудничеству с вашим РУМЦ, у вузов Северо-Западного федерального округа есть успехи в развитии инклюзии. Совместная работа дает хорошие плоды. Особенно в последние годы активизировалась работа в этом направлении. И есть возможность заявить об опыте своей работы на различных площадках. Постоянное консультирование и тесная связь с РУМЦ является залогом успеха в нашей работе! Мы вместе многому учимся и движемся вперед!», – рассказала Светлана Александровна Канева, специалист отдела социальной защиты студенчества Ухтинского государственного технического университета.
Участники круглого стола отметили, что работа ресурсных учебно-методических центров высшего образования решает очень значимые задачи в части повышения конкурентноспособности инвалидов. Выросло количество инвалидов, которые поступают в вузы после школы и после организаций среднего профессионального образования. Увеличилось количество специалистов в университетах, которые знают, как работать с этой категорией обучающихся. И, соответственно, увеличилось количество ребят, которые успешно дошли до выпуска, завершили обучение и трудоустроились.