Назад

В Череповце внедряют интеллектуальную транспортную систему

22–24 октября Череповецкий государственный университет выступит в качестве региональной площадки самого масштабного конкурса страны для IT-специалистов «Цифровой прорыв».

В вузе пройдет финал регионального IT-хаба «Цифрового прорыва» по направлению «Транспорт и логистика»: участники будет разрабатывать кейсы по решению задач от крупнейших российских компаний.

В рамках подготовки к IT-хабу ребятам подготовили пример практического кейса по транспорту и логистике, который реализуется в Череповце.

Практический кейс того, что такое «интеллектуальные транспортные системы» (ИТС), как они работают и каковы основные особенности ИТС в Череповце студентам представил Андрей Лужинский, директор Центра муниципальных информационных ресурсов и технологий (ЦМИРиТ). Мероприятие состоялось на базе «Точки кипения».


Вы не задумывались, сколько в российских городах машин? А их порядка 60 миллионов, и количество увеличивается с каждым днем.

Рост числа автотранспортных средств ведет за собой ряд проблем, одна из них – ограничение пропускной способности улично-дорожной сети. В связи с этим происходит увеличение конфликтных ситуаций на дороге и, как следствие, резко снижается транспортная мобильность. Для эффективной работы транспортного потока многие города переходят на интеллектуальные транспортные системы. Череповец не стал исключением.


В 2020 году на участие в федеральной программе по развитию системы дорожного движения подали заявки 33 города, в том числе Череповец: город занял 6-е место и получил 240 млн руб. На сегодняшний день комплексная система охватывает Череповец на 85%, к концу года планируется закрыть 90%, в начале следующего – все 100%. Уже установлено 49 детекторов, в дальнейшем их количество вырастет до 120 и более.

– Не останется улицы, квартала или какой-то части Череповца, о движении в которой мы не будем знать. Мы будем знать абсолютно всё. Чтобы управлять движением, есть единственный активный инструмент – светофор (никто не остановится, если не горит красный свет; хотя для некоторых череповчан и это не является ограничивающим фактором). Применяются и пассивные инструменты: убираются пешеходные переходы, расширяются улицы, ставятся знаки, делается одностороннее движение и др.

В Череповце собрали данные о дорожном движении и создали мощную серверную инфраструктуру. Сегодня детекторы передают данные с помощью GSM-модема, а в этом году начинается строительство волоконных линий связи. Сейчас в городе настраивают зеленые волны, разводят трафик, а также ремонтируют путепроводные развязки, что позволяет увеличить пропускную способность в 2 раза, это видно на примере перекрестка пр. Победы и ул. Первомайской.

Собрав информацию об интенсивности движения на различных участках, мы обучим нейронную сеть, которая будет распределять объем машин. Зная, какой объем автомобилей придет, светофор переключится так, чтобы выпустить его. Таким образом, вся сеть светофоров будет регулярно перенастраиваться: раз в 10–15–20 минут, а затем и в реальном времени. Чтобы управлять системой, нужен диспетчерский центр, он сможет оперативно влиять на ее работу. Система рассчитывает – люди реагируют на внештатные ситуации. В ЦМИРиТ самостоятельно разработали алгоритмы построения маршрутов, сбора и аналитики данных. Все системы управления дорожной инфраструктурой работают, пока объем транспортных средств относительно улиц не выше 70%, а ИТС помогает этого не допускать.

Одно из ключевых направлений благоустройства города и реконструкции транспортной системы – концепция отказа от автомобилей, она уже работает в таких больших городах как Москва и Санкт-Петербург.

– Наша задача – уменьшать количество машин в городе. С развитием общественного транспорта ездить на автомобиле станет просто нелогично. Автобусы будут ездить быстрее: 13–15 минут в любую часть города (с кондиционерами). Устанавливаем информационные табло со временем ожидания, составляем единое расписание для всех перевозчиков (у каждого есть свой KPI), контролируем стабильность транспорта и равномерность движения. Система следит за ситуацией в онлайн-режиме, дает рекомендации по уменьшению / увеличению количества автобусов на линии. У нас было более 20 лишних автобусов, мы направили их на другие маршруты. Сегодня в Череповце уже более 80% автобусов приходит по расписанию.

Улучшение транспортной системы произойдет и благодаря запуску новых трамваев, скорость которых может достигать 95 км / час. В Череповце будет происходить замена трамвайных путей (в следующем году: от ул. Олимпийской до «M.Видео»), планируется установка полуторакилометровых бесшовных рельсов с термозазорами и замена тяговых подстанций.

Часть уборочной техники в Череповце также уже оснащена датчиками: диспетчеру видно ее перемещение по городу, он понимает, вращаются ли чистящие щетки, льется ли вода, посыпается ли асфальт песком.

В разработанную в Череповце систему входит и много других внедряемых на сегодняшний день решений, в том числе действует многофункциональное приложение «Мой Череповец», оно доступно для скачивания на платформах Android и iOS.

 

Текст: Виктор Белов
Фото: Юлия Попова