«Архипелаг 2121»: как вуз влияет на развитие региона
Команда Череповецкого государственного университета представляет Вологодскую область на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2121».
В Великом Новгороде команды ведущих вузов России обсуждают значимость участия университета в жизни города и региона. В центре внимания несколько вопросов. Какой будет связка науки, образования и социальных инициатив? Как университетам включаться в эту повестку и стать драйверами развития регионов? Какие вызовы ставят нацпроекты «Наука» и «Образование»?
Современный университет является пространством всестороннего развития людей, его среда предполагает, что у всех участников есть свои траектории развития. Университет – инвестор в человека и заинтересован в том, чтобы он себя реализовывал. Вуз участвует в трудоустройстве, в сопровождении дальнейшей траектории карьерного роста. Здесь создаются условия для максимально эффективного развития каждого.
«На протяжении всего периода становления личности – с самого детства до зрелого профессионального уровня, университет влияет на воспитание и образование, возможности и развитие человека. Сказываются и особенности региона, где находится вуз. Для меня важно тесное взаимодействие города и вуза, постоянный органичный диалог на равных. Для того, чтобы город стал по-настоящему университетским, мы должны видеть в университете большее, чем просто место учебы. Вуз может и должен влиять на выбор территории места жительства нашей молодежи. Через различные проекты и решение конкретных проблем, мы вовлекаем ребят в системную жизнь общества. Чем лучше будет развиваться региональный университет, тем больше возможностей будет у города и региона», – отмечает Екатерина Целикова, ректор Череповецкого государственного университета.
Университет берет на себя ответственность не только за реализацию определенной образовательной программы, но и за достижение результатов, за переход обучающегося в профессию. Вуз может быстро собрать профессионалов и команды под определенную деятельность, он становится акселератором и специализируется на развитии компетенций участников, работающих над решением конкретных задач.
«Университеты сегодня – единственный социальный институт, который может спасти планету в перспективе 100 лет. 10 лет назад о подготовке кадров для индустрии будущего не говорили серьезно. Когда оказалось, что все идет как в нашем Атласе новых профессий, у университетов не было понимания, как готовить кадры. Готовить людей под старый завод – это консервация технологической отсталости. Сейчас происходит радикальное изменение – запуск проектов-маяков, в стране создаются принципиально новые отрасли, которым нужны новые кадры. Важно, чтобы университеты научились готовить их не абстрактно, а хотя бы под сформулированные проекты-маяки», – рассказывает Дмитрий Песков, специальный представитель президента по вопросам цифрового и технологического развития.
В работе трека «Университеты как центры развития региона» участвуют ректор Череповецкого государственного университета Екатерина Целикова, проректор по развитию Марина Белова, начальник Управления коммуникаций и PR Надежда Яковлева. На образовательном треке вуз представляют проректор по научной работе Ольга Лягинова и проректор по цифровой трансформации Алена Смыслова. На проектном треке – руководитель Центра проектного обучения Юлия Табунова и программный директор «Точки кипения» Екатерина Тарасова.
В ходе интенсива прошла сессия «Университеты – переупаковка миссии». Модераторами дискуссии выступили Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора АСИ, и Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. Евгений Сжёнов задал спикерам вопрос о стратегических планах и перспективах развития университетов в горизонте 3 лет. Дискуссия развернулась вокруг данной темы.
«Задачи, которые ставятся перед университетами, заставляют нас работать вместе. Сейчас, в последний день заявки на «Приоритет 2030», мы снова видим, что победить можно только в команде. Почему баттл? Тематика обновления миссии очень актуальна. Но правильно ли университетское сообщество понимает ее значение? В АСИ появился новый важный вектор работы с регионами. В оценке губернатора – университетская тематика, научная и молодежная – занимают важное место», – подчеркивает Евгений Сжёнов.
У команды опорного вуза Вологодской области есть проекты и практические решения по трансформации вуза, по объединению в логике сетевых образовательных программ, по кооперации с другими командами региона, которая повышают эффективность работы, и др.
Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2121» организован партнерами Череповецкого государственного университета – Агентством стратегических инициатив и Университетом национальной технологической инициативы «20.35».
Подробнее: https://a2121.ru и https://t.me/s/ai2035edu