Публикатор Публикатор

Назад

Наука в лицах: доктор психологических наук Владимир Маралов

Владимир Георгиевич Маралов – доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры психологии Череповецкого государственного университета, автор около 300 работ по различным проблемам современной психологии, член редколлегий 6 журналов, в том числе двух изданий, входящих в международную базу данных «Scopus». 8 марта 2021 года Владимир Георгиевич отметил 70-летний юбилей.

Владимир Георгиевич закончил педагогический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (МГПИ) в 1974 г. и был распределен на работу в Череповецкий государственный педагогический институт. Здесь он начал свою трудовую деятельность преподавателем на кафедре педагогики и психологии, одновременно стал работать старшим научным сотрудником лаборатории социальной психологии и производственной педагогики при ЧГПИ. В 1976 г. он поступает в заочную аспирантуру при кафедре психологии МГПИ, а в 1981 г. успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук. В этом же году он избирается на должность заведующего кафедрой дошкольной педагогики и психологии ЧГПИ, которая постепенно преобразуется в кафедру детской психологии, и руководит ею в течение 15 лет, вплоть до 1996 года. В 1994 году В. Г. Маралов успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук, а в 1995 г. получает звание профессора. В 1996 г. в результате объединения Череповецкого государственного педагогического института и Череповецкого индустриально-технического института создается Череповецкий государственный университет. В 1997 году проф. В. Г. Маралов единодушно избирается директором Института педагогики и психологии, которым проработал до 2014 года. С 2014 года является профессором кафедры психологии.

В сферу научных интересов входят проблемы активности личности (в рамках этого направления была подготовлена докторская диссертация в 1994 году), саморазвития личности, психологии безопасности, психологии ненасильственного взаимодействия. В. Г. Маралов совместно с профессором В. А. Ситаровым является основоположником в России направления, которое получило название «Педагогика и психология ненасилия». В рамках этого направления, начиная с 1992 года, подготовлен ряд учебных пособий, в том числе и учебник с грифом Учебно-методического объединения вузов РФ по педагогическому образованию «Педагогика и психология ненасилия в образовании», которое ежегодно, начиная с 2012 года, переиздается издательством «Юрайт». К этому учебнику был подготовлен и издан «Практикум по формированию позиции ненасилия у студентов – будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения». Курс «Педагогика и психология ненасилия в образовании» включен многими вузами педагогического профиля в свой учебный план.

В рамках этого направления ведется и соответствующая научная работа. С 1995 года по 2005 год в одном из дошкольных учреждений г. Череповца был осуществлен уникальный эксперимент по формированию у детей дошкольного возраста способности к ненасильственному взаимодействию. Результаты его были опубликованы в многочисленных статьях, а также в книгах: «Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми»; «Педагогика ненасилия в практике детского сада»; «Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям» и др. Эта работа была отмечена Государственной премией Вологодской области в сфере образования за 2002 год, дипломами на выставках всероссийского масштаба. 

В 2018-2020 годах была осуществлена экспериментальная работа по формированию позиции ненасилия у студентов – будущих педагогов и психологов. На проведение этой работы был получен грант РФФИ, в реализации которого приняли участие ученые трех вузов: Московского гуманитарного университета, Череповецкого государственного университета, Ивановской медицинской академии.  Итогом его явилась серия статей, в том числе в журналах, индексируемых в БД WOS и Scopus (6 статей). Всего же в рамках этого направления опубликовано около 200 работ.

В рамках указанного направления и трех других под руководством В. Г. Маралова защищено 22 диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук учеными Череповецкого государственного университета (12 чел.) и Вятского государственного университета (ранее Вятский государственный гуманитарный университет) (10 чел.).

В настоящее время ведется большая работа по обобщению материала и подготовке монографии «Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у студентов социономической сферы».

Научное сотрудничество осуществляется с рядом вузов России: Вятским государственным университетом, Московским гуманитарным университетом, Мордовским государственным университетом, Санкт-Петербургским институтом психологии и социальной работы, Ивановской медицинской академией, Магнитогорским техническим университетом и др. Такое сотрудничество нашло отражение в совместных статьях, учебных пособиях. В частности, совместно с профессором Н. А. Низовских (Киров) и профессором М. А. Щукиной (Санкт-Петербург) в издательстве «Юрайт» в 2016 году издан и постоянно переиздается учебник «Психология саморазвития».

 

Все выпуски рубрики «Наука в лицах» ЗДЕСЬ