Публикатор
Институт педагогики и психологии
Учитель – не посредник между миром и детьми. Его цель – не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Именно такой ориентир в подготовке кадров выбран в Институте педагогики и психологии, который является центром педагогического и психологического образования в Череповце.
Традиции подготовки педагогических кадров в нашем городе имеют давнюю историю. 1 сентября 1939 года на базе бывшего Череповецкого педагогического училища был открыт Череповецкий государственный учительский институт. Его предшественниками в сфере подготовки педагогических кадров были: Череповецкая учительская семинария (21 сентября 1875 года), Череповецкий институт народного образования (1919 г.) и Череповецкое педагогическое училище им. А.В. Луначарского (1937 г.). 24 июня 1996 года Постановлением Правительства РФ Череповецкий государственный педагогический институт им. А.В. Луначарского вошел в состав Череповецкого государственного университета.
Педагогический коллектив учительской семинарии, 1896 г.
Череповецкая учительская семинария, выпуск 1900 г.
Правопреемником педагогического института в Череповецком государственном университете стал Институт педагогики и психологии. Он объединяет пять кафедр, которые сохраняют и развивают лучшие традиции педагогического и психолого-педагогического образования, привнося в них новое звучание в соответствии со временем.
В этом году исполняется 30 лет подготовки кадров для сферы дефектологического образования, 50 лет – для сферы технологического образования. 25 лет осуществляется подготовка кадров для сферы профессионального образования и 30 лет – для сферы художественного образования.
2021 год – юбилейный и для кафедры психологии: 25 лет подготовки кадров для психологической и психолого-педагогической профессиональной деятельности.
41 год насчитывает история подготовки специалистов дошкольного образования и 62 года – учителей начальных классов, 22 года – подготовки социальных педагогов.
За 25 лет Институт педагогики и психологии подготовил свыше 8000 выпускников.
Сегодня Институт педагогики и психологии – это конкурентоспособный научно-образовательный центр педагогической и психологической направленности, который готовит специалистов не только для образовательной, но и для социальной и культурной сферы; предоставляющий широкий спектр образовательных услуг: от базового образования до системного повышения квалификации и переподготовки кадров. В институте реализуются уникальные образовательные программы, по которым не осуществляется подготовка кадров высшей квалификации в других вузах региона.
ИПиП – это научно-исследовательский центр, который интегрирован в международное и всероссийское профессиональное сообщество. Партнерами выступают как российские, так и зарубежные вузы: Юго-западный университет им. Неофита Рильского (Болгария), Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Московский педагогический государственный университет, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Балтийский федеральный университет им. Эммануила Канта и др.
Институт занимает уверенные позиции в регионе и как научно-методический центр, который влияет на инновационное развитие системы образования Вологодской области и ориентирован на решение актуальных социально-значимых проблем региона и образовательных организаций. И как площадка для разработки и апробации инновационных технологий работы с различными категориями детей и подростков.
И это не голословные утверждения. За каждой из перечисленных характеристик стоят конкретные достижения, подтвержденные наградами, дипломами, грантами.
Ежегодно на базе ИПиП по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации проходят обучение тысячи слушателей.
В 2018-2019 г. по заказу Вологодского института развития образования были разработаны: учебно-методические комплексы по базовым предметам общеобразовательной программы для обучающихся начальной школы. Были разработаны методические рекомендации:
– по проектированию системы профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов в ученической среде образовательной организации,
– по профилактике ранней компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста,
– по подготовке и сопровождению деятельности школьников-медиаторов в образовательных организациях,
– по технологиям сопровождения одаренных детей и молодежи в образовательных организациях,
– по социально-педагогическому сопровождению развития детского движения в регионе,
– по организации занятий с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
В 2020 г. был разработан региональный информационно-аналитический портал «ПЕРСПЕКТИВА-PRO», являющийся уникальным цифровым инструментом профориентации, образования и содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Созданы и успешно развиваются три Ресурсных центра по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью (Ресурсный центр в ЧГУ по сопровождению обучающихся с инвалидностью и педагогов, работающих с этими студентами; Ресурсный центр по формированию инклюзивных компетенций на территории Вологодской области; Ресурсный учебно-методический центр СЗФО ЧГУ, осуществляющий развитие высшего инклюзивного образования на закрепленной МОН РФ территории).
По учебникам, подготовленным преподавателями кафедр психологии, дефектологического, начального образования, учатся по соответствующим направлениям студенты российских вузов. Большой опыт профессиональной деятельности преподаватели института трансформировали не только в учебники и учебные пособия, но и в новые учебные средства – авторские онлайн-курсы. Через онлайн-курс «Профессиональные стрессы в педагогической деятельности» прошли обучение более 1000 слушателей курсов повышения квалификации, и на данный момент он широко используется в практике образовательных организаций для профилактики эмоционального выгорания педагогов. Онлайн-курс «Социальное партнерство как стратегический актив развития дошкольной образовательной организации» выложен на платформу «Современная цифровая образовательная среда РФ», и по нему прошли обучение студенты Череповецкого, Ярославского, Вятского государственных университетов.
В планах у института:
– реализация регионального проекта по профилактике эмоционального выгорания специалистов сферы детства,
– развитие сотрудничества с Международным детским центром «Артек» и Всероссийским детским центром «Орленок»,
– участие во Всероссийском конкурсе Форсайт-ледокол «Студенческое измерение современной и будущей Арктики», в рамках которого реализуются федеральные программы по развитию народных традиций Арктики. Данный опыт планируется использовать при создании университетской научно-творческой лаборатории в рамках кластера по народным промыслам региона Русского Севера.
– реализация на базе Дома научной коллаборации имени академика И.П. Бардина обновленного содержания преподавания школьного учебного предмета «Технология» в программах «Промышленный дизайн» и «Разработка Концепт-кара» с учащимися школ города,
– открытие педагогического колледжа,
– апробация модели педагогической профилизации школьников в формате Педагогических классов,
– участие в создании Ассоциации педагогического образования в регионе,
– развитие инклюзивного образовательного пространства в ЧГУ, на уровне города, Вологодской области, СЗФО, РФ, ближнего и дальнего зарубежья.
Реализация предложенных инициатив и проектов направлена на развитие и расширение образовательного пространства подготовки современных специалистов, создание возможностей для разнообразных профессиональных проб во время обучения в вузе и укрепление позиций Института педагогики и психологии как передового образовательного центра подготовки и повышения квалификации педагогических и психологических кадров.
Другие страницы истории Университета можно посмотреть ЗДЕСЬ