Публикатор
Кафедра дошкольного образования
Мы продолжаем знакомство с Череповецким государственным университетом и сегодня расскажем о кафедре дошкольного образования. Она входит в состав Института педагогики и психологии нашего вуза.
1979 год – в Череповецком государственном педагогическом институте открыт первый на Северо-Западе факультет дошкольного воспитания;
1983 год – первый выпуск;
1985 год – открыта заочная форма обучения;
1997 год – дошкольный факультет стал частью института Педагогики и психологии ЧГУ;
2014 год – кафедра награждена дипломом «Золотая кафедра в России».
За 40 лет подготовлено более 3500 специалистов.
– Среди выпускников 7 педагогов, которым присвоено почетное звание Заслуженного учителя РФ.
– 40 человек награждены нагрудным знаком Почетный работник общего образования РФ.
– 36 человек награждены почетными грамотами Министерства образования и науки РФ.
Одним из трендов современного высшего образования является практикоориентированность и адаптивность. Современный выпускник должен обладать не только универсальным набором компетенций, который позволит ему осуществлять профессиональную деятельность, но и быть способным к постоянному развитию, уметь встраиваться в меняющиеся реалии профессиональной деятельности.
Начиная с первого курса, студенты кафедры дошкольного образования имеют возможность включаться в профессионально-педагогическое пространство дошкольного образования на базе инновационных площадок, которые открыты в дошкольных образовательных учреждениях города Череповца.
Научный потенциал кафедры воплотился в уже оформившейся научной школе «Социализация ребенка-дошкольника в условиях современной социальной ситуации развитии». В рамках научной школы осуществляются научно-прикладные исследования по теоретико-экспериментальному обоснованию и внедрению инновационных проектов, касающихся проблем социального здоровья и социальной безопасности дошкольников, в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений города и региона.
На базе МАДОУ «Детский сад № 125» уже более 10 лет реализуется инновационный проект «Социальное взросление ребенка-дошкольника в процессе приобщения к детской субкультуре».
Традиционные отношения между миром взрослости и миром детства составляют комплекс наиболее устойчивых и ригидных стереотипов современной цивилизации, направленных на обеспечение ускоренного взросления подрастающего поколения. Одним из путей преодоления одностороннего подхода в реализации посреднической роли взрослых может стать познание взрослыми особенностей внутреннего мира детства, его самобытности, которые наиболее полно раскрываются в детской субкультуре.
На современном этапе детская субкультура рассматривается не только как источник существования и развития современного мира детства, но и как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая социальные взаимодействия детей внутри своей группы и на уровне возрастных групп.
Для этого необходимо создать условия для:
– максимально полного освоения ребенком содержания детской субкультуры с целью расширения и обогащения опыта конструктивного взаимодействия со сверстниками и формирования его ценностно-смысловой сферы,
– развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения с окружающими;
– познания, понимания и принятия взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя, автора определенного культурного и субкультурного опыта с целью использования ее развивающих возможностей в социальном воспитании дошкольников.
В рамках реализации инновационного проекта:
– апробированы формы и методы приобщения дошкольников к детской субкультуре (презентации, выставки, игровые проекты, события, детское собирательство и коллекционирование);
– разработаны формы разновозрастного общения ребенка – дошкольника с окружающими в условиях ДОУ;
– определены формы работы с педагогами по принятию особенностей детской субкультуры и использованию ее компонентов для построения равноправных взаимоотношений с дошкольниками.
Еще один совместный проект реализуется на базе МАДОУ «Детский сад № 109». Тема проекта «Проектная деятельность как технология развития и поддержки социальных инициатив участников образовательного пространства ДОУ». Семья и образовательное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. К сожалению, на данный момент лишь малая часть родителей стремится сотрудничать с педагогами и участвовать в жизни ДОУ. Для достижения конструктивного взаимодействия, детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, а это возможно организовать лишь в рамках сотрудничества. Одной из эффективных технологий сотрудничества ДОУ и семьи является привлечение родителей в проектную деятельность.
В рамках проекта:
– составлен банк социальных инициатив;
– апробирована методика вовлечения участников образовательного пространства ДОУ в проектную деятельность по реализации социальных инициатив;
– разработан педагогический инструментарий по оценке эффективности вовлечения родителей и детей в проектную деятельность и методика получения обратной связи от родителей в процессе участия их в социальных проектах;
– реализована программа оказания мотивационной поддержки родителей, участвующих в социальных проектах ДОУ.
В рамках инновационного проекта были реализованы социальные инициативы. Проекты «Папы! Будьте с нами!»; «Нам года – не беда! Внукам мы – пример всегда!»; «Стадион для всех»; «Камертон души», «Живые страницы Книги Памяти» др. Акции «Крышки для малышки», «Собери макулатуру! Спаси дерево!»; «Мое малое доброе дело» объединили детей, педагогов, родителей в совместном решении экологических и социальных задач, участии в поддержке пожилых, одиноких граждан, детей-инвалидов, находящихся на надомном обслуживании. Музей Победы, созданный в рамках проекта «Живые страницы Книги Памяти», стал победителем Всероссийского конкурса музеев, созданных в образовательных организациях, в 2021 г. участвует в конкурсе «ТОП-100 лучших проектов Фонда президентских грантов.
Как показывает опыт реализации инновационного проекта, включение участников образовательного пространства ДОУ в проектную деятельность по реализации социальных инициатив способствует не только сплочению семей воспитанников ДОУ, формированию эмоционально-близких детско-родительских отношений, увеличению процента родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательной работы, но и формированию гражданской позиции у взрослых (педагогов, родителей) и накоплению у дошкольников опыта социально полезной деятельности в социуме.
Особое внимание на кафедре уделяется формированию профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования, подготовке социально активных и ответственных граждан города и страны. Включение студентов в реализацию проектов, которые кафедра осуществляет с некоммерческими организациями Череповца, позволяет расширить спектр профессиональных приложений будущих педагогов. К выпускному курсу многие студенты имеют в своем арсенале самостоятельно реализованные социально ориентированные проекты.
Так в 2019 году совместно с некоммерческим партнерством содействия воспитательно-образовательным программам «Цветы жизни» был реализован проект «Большие и маленькие больничные арт-волонтеры». Содержание деятельности в рамках проекта: студенты на базе детского сада обучают дошкольников различным видам рукоделия и рисования для последующей передачи детских работ детям, находящимся на лечении в больнице. Затем студенты, приходя в палаты к детям дошкольного и младшего школьного возраста, ограниченным в движении, организуют с ними мастер-классы по художественно-творческим видам деятельности и передают «подарки» из детского сада, а также организуют обмен поделками, которыми можно играть, украшать больничную палату, групповую комнату в детском саду. Так создается команда арт-волонтеров, в которую входят студенты, дошкольники, а также воспитатели детского сада и преподаватели вуза.
Результаты проекта: проект помогает детям, находящимся на лечении в больнице, преодолеть эмоциональное неблагополучие, что, в свою очередь, способствует их выздоровлению. Воспитанники детского сада учатся тому, как можно помочь болеющим сверстникам, которых нельзя проведать в больнице, а также знакомятся и приобщаются к ценностям волонтерства. У студентов, будущих педагогов, развиваются профессионально-личностные качества: организованность, ответственность, инициативность, сочувствие, сопереживание; формируются умения работать с детьми, находящимся в разных жизненных ситуациях.
Кафедра не останавливается на достигнутом и уверенно смотрит вперед, осваивает новые технологии в подготовке будущих педагогов дошкольного образования.
Другие страницы истории Университета можно посмотреть ЗДЕСЬ