Публикатор
Кафедра дефектологического образования
Кафедра дефектологического образования Череповецкого государственного университета имеет богатую историю, в 2021 году ей исполняется 30 лет.
В 1991 году в Череповецком государственном педагогическом институте им. А.В. Луначарского был создан первый в Северо-Западном федеральном округе дефектологический факультет. По решению Ученого совета университета от 01.09.1997 дефектологический факультет был упразднен и введен самостоятельной кафедрой дошкольной дефектологии в состав Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета, в дальнейшем переименованной в кафедру коррекционной педагогики и специальной психологии. В феврале 2009 года в связи с модернизацией системы образования и изменением номенклатуры специальностей ВПО кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии была переименована в кафедру дефектологического образования (на основании решения Ученого Совета ЧГУ от 25.12.2008.
Кафедра дефектологического образования – это, прежде всего, ее сотрудники – 11 педагогов и 5 человек УВП. В числе профессорско-преподавательского состава кафедры: 2 доктора наук, профессоров, 9 кандидатов педагогических и психологических наук, доцентов.
За 30-летнюю деятельность кафедра выпустила более 10 000 выпускников по основным ОП, программам ДПО.
Кафедра дефектологического образования награждена знаками отличия сообществом дефектологов «За верность традициям и открытость к инновациям», присвоен статус «Золотая кафедра России», ежегодно вручаются благодарности ректора за активную деятельность на различных уровнях.
Деятельность на международном уровне:
– эксперты Общественного совета по специальному и инклюзивному образованию государств-участников Содружества Независимых Государств.
Деятельность на федеральном уровне:
– федеральные эксперты МОН РФ (О.А. Денисова, О.Л. Леханова – по высшему образованию; Л.А. Пепик, Н.А. Борисова – по СПО; В.В. Заболтина, Л.А. Пепик, Н.А. Борисова, О.А. Денисова – экспертиза учебников для школ, обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях специального и инклюзивного образования);
– члены при диссертационном совете Института коррекционной педагогики РАО Д 008.005.01 (Москва) и при диссертационном совете ЛГУ им. А.С. Пушкина Д 800.009.03 (Санкт-Петербург) по специальности 13.00.03 коррекционная педагогика (педагогические науки);
– члены экспертного Совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию;
– ведущие специалисты федерального уровня по проблемам: Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ, Технологии обучения различных категорий детей – инвалидов и детей с ОВЗ в условиях инклюзии, Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (совместные вебинары с МГПУ для проведения на территории РФ); инклюзивное высшее образование (вебинары с МГППУ для РФ, вебинары сотрудников РУМЦ СЗФО ЧГУ для вузов-партнеров СЗФО).
Деятельность на региональном уровне:
– члены Совета по делам инвалидов при губернаторе Вологодской области;
– члены координационного Совета по развитию ранней помощи в Вологодской области;
– члены регионального УМО Вологодской области (Вологда, ВИРО);
– руководители проектного офиса по Инклюзивному образованию ВИРО;
– руководители проектного офиса по Инклюзивному образованию в учреждениях СПО на базе Лесомеханического техникума;
– научные консультанты лаборатории «ФГОС ОВЗ и инклюзивного образования ВИРО;
– экспертиза материалов экспериментальных площадок ОО Вологодской области по запросу ВИРО;
– экспертиза и руководство проектов «Дорога к дому»;
– экспертная деятельность по вопросам специального и инклюзивного образования Вологодской области;
– руководство и реализация деятельности РЦ по формированию компетенций в сфере инклюзивного образования в Вологодской области в рамках опорного вуза.
Деятельность на уровне города:
– члены рабочей группы по вопросам общего и профессионального образования инвалидов мэрии г. Череповца;
– члены рабочей группы по вопросам трудоустройства инвалидов мэрии г. Череповца.
– руководители экспериментальных площадок (ЦПМСС г. Череповец, образовательный центр №44, МБДОУ №64, МБДОУ №38);
– создание ВТК педагогов-практиков при реализации ГРАНТов регионального уровня.
У кафедры дефектологического образования установлены партнерские отношения с ведущими кафедрами вузов страны: ИКП РАО, Южный федеральный университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Дальневосточный федеральный университет, Московский городской педагогический университет, Московский психолого-педагогический университет, Московский государственный педагогический университет, Кубанский государственный университет, Московский государственный областной университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Северо-Кавказский федеральный университет, Тихоокеанский государственный университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Сочинский государственный университет, Омский государственный университет, Северный Арктический университет, Забайкальский государственный университет и др.). Представители кафедры принимают активное участие в обсуждении профессиональным научным сообществом актуальных вопросов и перспектив развития исследований в сферах педагогического и психологического знания.
Установлены партнерские отношения с ведущими кафедрами вузов зарубежных коллег: научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, Институт инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Минск, Республика Беларусь; Украинский государственный университет, Республика Украина; Израиль, Телявивский университет; Болгария, Софийский университет. В рамках работы в экспертном совете стран СНГ происходит взаимодействие с 17 странами СНГ.
В планах кафедры дефектологического образования:
– открытие новых сетевых образовательных программ на специалитете «Девиантология» (совместно с КФУ им. Вернадского и МГППУ) и магистерской программы «Реабилиталогия (совместно с ЮФУ)»;
– реализация федерального проекта РУМЦ СЗФО ЧГУ до 2030;
– развитие МТО кафедры (создание лаборатории по разработке и реализации онлайн-курсов);
– защита 2 докторских и 2 кандидатских диссертаций.
Кафедра реализует все ступени ВО и программы ДПО: образовательные программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры; профессиональной подготовки и повышения квалификации в рамках направления «Специальное (дефектологическое) образование».
На базе кафедры функционирует 3 РУМЦа:
– РЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и сопровождению, работающих с этой категорией специалистов в ЧГУ;
– РЦ по формированию компетенций в сфере инклюзивного образования на территории Вологодской области;
– РУМЦ СЗФО ЧГУ как федеральный ресурсный центр, действующий на территории Северо-Западного федерального округа.
В процессе подготовки педагогов кафедра работает с самым современным оборудованием:
Это система современного оборудования для образовательного процесса и НИД:
по типу среды распространения и использования: ресурсы «электронных досок», компьютерные классы, медиазалы, электронные библиотеки,
по виду содержимого контента: диагностические и коррекционно-развивающие компьютерные программы, диагностические программы ГРВ; БОСы для диагностики и коррекции нарушений зрения, речи, ОДА, психоэмоционального состояния;
по реализационному принципу: цифровые платформы: ТИМС, МИРАПОЛИС, АЙМАЙНД, ЗУМ; виртуальные кейсы практик; виртуальные диагностические тренажеры.
по составляющим входящего контента (лекционные ресурсы, практические ресурсы, имитаторы): конструктор для разработки АОП в ДОО.
Выпускники кафедры успешно работают и занимают руководящие должности: в вузах страны (ЛГУ им. А.С. Пушкина, МПГУ, АПК и ППРО г. Санкт Петербурга, ЧГУ, Высшая школа экономики, г. Москва и др.), специальных школах и ДОО, центрах; в управлении образования, в ИРО, в центрах ПМСС по всей стране (Череповец, Вологда, Москва, Санкт-Петербург, Биробиджан, Кандалакша, Мурманск, Архангельск, Чита и др.); работают с инвалидами в странах ближнего и дальнего зарубежья (Финляндия, Эстония, Украина, Беларусь, Израиль). 90% учителей-дефектологов и логопедов Вологодской области – выпускники кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета.
8 выпускников кафедры имеют ученую степень кандидата наук и звание доцента.
Выполнено 23 Гранта: 10 федеральных и 13 региональных.
Портал «Перспектива-Про», разработанный с коллегами ЧГУ, является уникальным информационно-аналитическим инструментом профориентации, получения образования и закрепления на рабочем месте молодых инвалидов на территории Вологодской области.
Разработаны и изданы научно-методические рекомендации для специалистов Вологодской области, реализующих инклюзивное образование: ДОО (3 книги), школы (17 книг), СПО (1 книга), вуз (4 книги).
Функционируют Научный студенческий кружок и волонтерский отряд «Импульс».
Студенты постоянные победители всероссийских конкурсов и олимпиад «Я – профессионал», «Будущий учитель», «Социология детства», «Волонтер года», «Профессиональное завтра», «Абилимпикс».
По учебникам представителей кафедры учится страна: «Дошкольная логопсихология», «Специальная семейная педагогика», «Методика обучения глухих детей произношению», «Абилитационная работа с глухими детьми».
По результатам научных исследований защищены: 2 докторские диссертации, 9 кандидатских диссертаций.
Сотрудники кафедры имеют высокие наукометрические данные, входят в десятку лучших ученых страны; индекс Хирша и цитирование соответствует показателям высокой востребованности.
Сотрудники кафедры входят в пятерку экспертов международного сообщества Общественного совета по специальному и инклюзивному образованию государств-участников Содружества Независимых Государств от России.
Сотрудники кафедры – эксперты международного, федерального и регионального уровней.
У кафедры есть опыт создания единого информационно-образовательного и методического фонда материалов по различным аспектам обучения детей и молодежи с ОВЗ с различными нозологиями на всех уровнях образования (2015-21 гг.) http://psychlib.ru. с партнером МГППУ; МПГУ.
Опыт включения в реестр прошедших экспертизу, одобренных и рекомендованных для реализации программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 17.05.2015 за № 05-4475).
Опыт участия в федеральных проектах: апробация ФГОС 3++ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (уровни: бакалавриат, магистратура и аспирантура) совместно с МПГУ.
У кафедры дефектологического образования выстроенная система межведомственного взаимодействия с международным сообществом, федеральными и региональными органами, учреждениями и организациями, задействованными в решении вопросов обучения, воспитания и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Другие страницы истории Университета можно посмотреть ЗДЕСЬ