Навигация Навигация

События кафедры социологии и социальных технологий События кафедры социологии и социальных технологий

Назад

Здоровый университет: проблемы, опыт, перспективы развития

26 ноября «Точка кипения» Череповецкого государственного университета стала площадкой проведения круглого стола «Здоровый университет: проблемы, опыт, перспективы развития». Он состоялся в рамках всероссийского форума «Здоровые города России» и был приурочен к 10-летию образования Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки».

Мероприятие было направлено на обсуждение российских практик по внедрению здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, по пропаганде ценностей здорового образа жизни. Были затронуты вопросы о роли образовательных учреждений, социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений в формировании общественного здоровья.

Опытом апробации поделились представители Череповецкого государственного университета, Ставропольского государственного медицинского университета, Казанского государственного медицинского университета Минздрава России, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Тверского государственного медицинского университета Минздрава России, Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. К дискуссии присоединилась Тверская городская Дума.

Модератором круглого стола выступила проректор по воспитательной работе ЧГУ Наталья Вячеславовна Макарова. Она отметила, что «сегодня мы живем в очень непростые времена, нас разделяют сотни километров, экраны мониторов и гаджетов, но все мы едины в стремлении спроектировать и реализовать на практике модель здоровых университетов, повысить роль вузов в создании здоровьесберегающей среды российских городов».

Одним из спикеров от Череповецкого государственного университета выступила Альбина Анатольевна Мехова, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий. Она рассказала, что наибольшее влияние на пропаганду здорового образа жизни оказывает молодежь, которая является самой активной, динамичной частью общества. Данные последних исследований показывают, что современные школьники и студенты выбирает здоровый образ жизни, наблюдаются устойчивые тренды в этом направлении. Однако, проблемы сохранения здоровья стоят очень остро:

«Здоровье действительно становится стратегическим ресурсом. Еще в 2015 году государства ООН определили здоровье граждан как залог и условие для устойчивого социально-экономического развития отдельных стран и всего человечества. 2020 год, наверное, как некогда ранее показал, что здоровье стало условием развития экономики, страны и мира. Острота проблемы становится еще очевиднее, когда мы посмотрим на цифры. Впервые в 2019 году Росстат опубликовал исследование о том, какова доля российских граждан (старше 15 лет), придерживающихся здорового образа жизни. Их всего 12%! По Вологодской области, к сожалению, этот показатель еще ниже – всего 10%! По этим показателям выстраивается прогноз продолжительности жизни. Так вот, если ничего не будем менять, то продолжительность жизни в Российской Федерации ожидается всего 60 лет, по Вологодской области – 58,7 лет. Есть и положительные тренды: статистика свидетельствует, что год за годом мода на здоровый образ жизни захватывает все более широкие слои. Но, несмотря на это, 58% молодежи с той или иной частотой употребляют алкоголь, 29% – часто или постоянно находятся в состоянии стресса, с возрастом увеличивается доля тех, кто пробует наркотики и анаболические стероиды – в старшей молодежной группе их 19%».

В Череповце и Вологодской области здоровье населения давно стало приоритетом, одним из инструментов его защиты являются Профили здоровья, рассказывает Альбина Анатольевна:

«В этом году мы отмечаем 10-летие Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки». Когда-то она начиналась с программы нашего города «Здоровый Череповец». В 2007-2012 годах мы сопровождали социологическими исследованиями те первые шаги, которые делала программа. Тогда мы выпускали Профили здоровья – Профили здоровья Череповца, Профили здоровья социальных групп, в том числе молодежи. Это было важным результатом межведомственного сотрудничества. Потому что в этих Профилях сосредотачивалась информация по всем ведомствам. Это нужно было бы продолжить! Эти профили должны принять новый вид, перейти в цифру. Это хороший инструмент координации самых разных людей, самых разных ведомств, которые занимаются здоровьем. Этот опыт нужно продолжить».

Спикером от Череповецкого государственного университета выступила Ольга Александровна Денисова, заведующий кафедрой дефектологического образования, директор РУМЦ СЗФО ЧГУ. Ее доклад был посвящен инклюзии как ресурсу сохранения здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Как отметила Ольга Александровна, есть несколько групп дилемм инклюзивного образования, в их числе: отношения к инвалидности, понимания цели инклюзивного образования, образовательные стратегии, результаты инклюзии, ценности и задачи современного университета.

Ольга Александровна подчеркнула, что инклюзивная культура становится «смысловой рамкой» жизни:

«Есть несколько важных ценностных ориентиров для запуска социальной образовательной инклюзии. Во-первых, ценность универсального дизайна образовательной среды на всех уровнях образования. Во-вторых, ценности обеспечения независимой жизни и высокого качества жизнеобеспечения на всех этапах жизненного пути. В-третьих, ценности стимулирования самостоятельности и активности в выборе жизненной и образовательной траектории. В-четвертых, ценности обеспечения равных прав на образование. В-пятых, ценности толерантного отношения к особенностям человека».

Каждая организация обладает уникальным набором ресурсов и способностей, методами и технологиями. Роль ресурсной стратегии заключается в распределении и использовании уникального набора ресурсов и способностей для эффективной реакции на вызовы своего внешнего окружения с целью обеспечения устойчивой конкурентоспособности и преимущества:

«Среди ресурсов организаций можно выделить: технические (инструменты и оборудование), технологические (технологии, научные результаты), кадровые, пространственные (помещения и специальные условия), ресурсы организационной структуры системы управления и экспертной оценки, информационные и финансовые».

Стратегия образования ориентирует на решение проблем достижения современного качества образования, создание механизма сосредоточения ресурсов, построение системы непрерывного и преемственного сопровождения образования лиц с ОВЗ и инвалидностью:

«В числе стратегических приоритетов, во-первых, формирование эффективной профессионально-квалифицированной структуры опережающей подготовки кадров под инновационные запросы экономики, неразрывно связанной с системой социальной и профессиональной адаптации выпускников. Во-вторых, формирование территориально-отраслевой организации ресурсов системы инклюзивного образования в соответствии с развитием перспективных кластеров. В-третьих, обеспечение условий для эффективной социализации различных категорий обучающихся в системе инклюзивного профобразования региона».

Как отметили организаторы и участники круглого стола, с одной стороны, сегодня у молодежи фиксируется тренд на здоровый образ жизни, все возрастающую потребность в ЗОЖ. Вместе с тем, с другой стороны, наблюдается ограничение условий реализации этой внутренней потребности. Поэтому так важно уметь вычленить и популяризировать лучший опыт деятельности вузов по созданию условий здоровьесберегающей среды в российских университетах и городах.

 

Текст: Виктор Белов
Фото: Александр Савинов