Публикатор Публикатор

Назад

«Фабрика разработок ЧГУ 2.0» представила более 100 проектов

Образовательный процесс в ЧГУ осуществляется через реализацию реальных проектов. Они созданы на основе задач от индустриальных партнеров, в том числе ПАО «Северсталь» и ПАО «ФосАгро».

Уникальным для страны проектом, направленным на внедрение новой образовательной модели, является «Фабрика разработок ЧГУ». В июне завершился второй сезон этого образовательного интенсива от Университета национальной технологической инициативы «20.35».

«Более 600 студентов приняли участие во втором сезоне «Фабрики разработок ЧГУ». Более 100 команд работали под руководством 50 преподавателей и научных сотрудников, 40 наставников от компаний-партнеров. Образовательный интенсив – возможность показать свою самостоятельность и доказать состоятельность предлагаемых идей», – рассказывает врио ректора ЧГУ Александр Стрижов.

Как это было

Студенты разрабатывали проекты в течение всего учебного года. При этом работа была разделена на три проектных такта, которые заканчивались контрольными точками (краш-тест, стресс-тест, финал).

Краш-тест проходил с 18 по 26 ноября. В это время все команды презентовали свои идеи и наработки заказчикам. Согласовав действия, услышав пожелания и получив дополнительные рекомендации, студенты от концептуальных планов перешли к непосредственной проработке деталей.

Второй контрольной точкой стал стресс-тест. «Там мы подвергали разбору идеи, которые генерировали команды по задачам, переданным в университет компаниями-партнерами. Мы смотрели на стрессоустойчивость технического решения, предложенного студентами. Важно понимать, что стресс не всегда носит отрицательный характер, а может иметь и положительную форму, которая мобилизует ресурсы», – отмечает Екатерина Тарасова, администратор проектной деятельности.

В июне состоялись финальные защиты. Команды презентовали предпринимателям, представителям частных и государственных компаний и организаций результаты своей работы за год, продемонстрировали весь итерационный процесс (что было на старте и чего удалось достигнуть на данный момент), доказали готовность продуктов к внедрению на производстве. Формула расчета общего рейтинга «Фабрики разработок ЧГУ 2.0»: (баллы краш-теста * 0,1 + баллы стресс-теста * 0,2 + баллы финала * 0,7).

Мнения заказчиков

Компании-заказчики высоко оценивают разработки студентов ЧГУ.

«Часть студентов разрабатывала приложения по сборке и разборке оборудования. Проект полностью готов к реализации. Когда мы закончили и показали готовое решение, все были в восторге. Это классный инструмент, который окажет на производстве существенную помощь», – отмечает Даниил Грушин, старший менеджер «Северсталь Менеджмент».

«На протяжении года одна из команд разрабатывала программного робота, который сможет выполнять бухгалтерский вид задач. Мне очень понравилась работа команды, студенты большие молодцы, они взялись за дело с огромным энтузиазмом и за время реализации проекта «Фабрика разработок ЧГУ» достигли поставленных целей. Мы будем и дальше сотрудничать с командой, развивать их разработки», – подчеркивает Юрий Веселов, генеральный директор «Северсталь-инфоком софт».

Своим впечатлением делится Игорь Евшин, заместитель начальника отдела автоматизации производства и энергетики «ООО ИЦ ФосАгро», индустриальный партнер команды «Пилигримы»: «Ребята молодцы и выполнили свою работу в рамках имеющихся компетенций. После защиты мы взяли разработанный продукт на поддержку и дальнейшее развитие в инжиниринговый центр компании «ФосАгро». Благодарю ребят за хорошую проработку проекта».

Финальные защиты

В этом году финальные защиты проходили в онлайн-формате на платформе MS Teams. По итогам обратной связи о предыдущих контрольных точках от индустриальных партнеров, руководителей проектного обучения и участников команд было принято решение разделить все проекты на отдельные тематические секции.

«Мы предложили деление по 12 базовым технологиям (искусственный интеллект, big data, нейротехнологии и т.д.) или на основе специфики разрабатываемого продукта (программные продукты, модернизация технологий производства, программно-аппаратные комплексы). Руководители проектного обучения совместно с командами сами определяли, какая из секций наиболее подходит для их проекта. Например, педагогические и гуманитарные проекты были объединены в секции с близкой тематикой. В итоге у нас получилось 17 секций. Для каждой из них мы создали команду в MS Teams, куда были добавлены все участники, руководители проектного обучения и на время защиты приглашались индустриальные партнеры», – рассказывает специалист по проектированию Юлия Семенова.

Каждая команда имела 5 минут на представление результатов работы, 5 минут – на обсуждение. Вопросы студентам могли задавать не только их индустриальные партнеры, но и другие эксперты, которые были в данной секции. После получения командами обратной связи, принималось решение о дальнейшей судьбе их проектов. По итогам защит большинство команд успешно завершили работу, передав ее заказчикам, или выразили готовность продолжать работать в следующем учебном году.

Мнения наставников

Наставник команды VRehab Людмила Виноградова рассказывает об участниках интенсива и особенностях разрабатываемого проекта: «В этом году у меня было 4 проекта, все они разные и интересные. Участники команд – студенты кафедры МПО ЭВМ от второго курса бакалавриата до второго курса магистратуры. В большинстве своем ребята ответственные и заинтересованные. Один из проектов, который они разрабатывали, «Программное обеспечение для развития и коррекции праксиса у детей с ОВЗ на основе технологии VR/AR», его цель – повышение способности у детей с ограниченными возможностями здоровья выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. Заказчик – Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В составе команды студенты третьего курса направлений подготовки «Информационные системы и технологии» и «Программная инженерия». 

По словам Людмилы Николаевны, продуктом стало программное обеспечение, состоящее из развивающих игр «Ладошки», «Повтори» и «Космонавт». Результаты прохождения игр конкретного ребенка будут записываться в базу данных, где специалист центра сможет отслеживать положительную или отрицательную динамику развития праксиса на протяжении всего периода реабилитации: «Это в большей степени социальный проект, чем коммерческий. Ребята очень ответственно относятся к работе над этим проектом, потому что понимают всю важность оказания хоть какой-нибудь помощи детям с ограниченными возможностями. Еще осенью Ирина Викторовна Царенко, как представитель заказчика, встречалась с командой, пригласив семью, где есть такой ребенок. Ребята очень тепло и по-дружески общались с ребенком, пытались научить его воспринимать руки на экране монитора как свои собственные. Конечно, с первой встречи ничего не получилось, ребята задумались, и тогда родилась идея сделать дополнительный адаптационный модуль, который поможет ребенку соотнести действия своих собственных рук с тем, что он видит на экране. В марте ребята ходили в Центр и там занимались с детьми, уже используя адаптационный модуль».

Наставник Оксана Ганичева рассказывает о работе двух команд-победителей:

«Команда Bistoх Design Team занималась разработкой дизайна интерфейса мобильного приложения криптовалютного кошелька. Ребята разрабатывали прототип мобильного приложения, тестировали интерфейс, чтобы минимизировать количество ошибок и сэкономить время при разработке программного обеспечения. По завершению работы проект передан заказчику. Заказчиком выступил Арутюн Назарян – исполнительный директор компании Chief Executive Officer, кандидат экономических наук и бизнесмен, основатель группы компаний Morningstar Technologies. С ним мы общались часто: по телефону и в дистанционном формате. Он мог видеть всю работу, давать рекомендации и отслеживать динамику. Команда №29HelloWorld создавала программного робота, который выполняет функции бухгалтера. Ребятам пришлось осваивать новую для них платформу UiPath и связывать с ней операции в 1С: Бухгалтерии и Microsoft Excel . Продукт готов к внедрению и передан заказчику. Заказчиком выступила компания «Северсталь-инфоком софт» в лице генерального директора Юрия Владимировича Веселова, кандидата технических наук. С ним мы регулярно встречались на всех проектных днях. Когда перешли на дистанционный формат, наша совместная работа продолжилась в Teams».

Мнения участников

Большую роль в обеспечении качественной работы команд сыграли их лидеры. Они способствовали активному взаимодействию, поддерживали мотивацию ребят на протяжении всего учебного года.

Так, лидером команды Bistox Design Team выступил Никита Мороз, студент Института информационных технологий. Он сам проводил для команды познавательные лекции, на которых рассказывал про основные тренды и подходы к разработке: «Для нас важнее всего было выпустить хороший продукт, выполнить все поставленные заказчиком перед нами задачи. Именно на это я в первую очередь мотивировал команду. А не на зарабатывание большего количества очков или стремление быть лучше кого-то. Главное – чтобы студенты развивались и сегодня были лучше, чем вчера».

Успешной разработке проектов способствовало тесное общение с заказчиками и распределение обязанностей внутри студенческих команд.

«Благодаря отлаженному взаимодействию с заказчиком и грамотному распределению обязанностей внутри команды, процесс разработки проходил гладко и без особых трудностей. Одна часть команды занималась всеми техническими операциями, а другая – составлением рекомендаций и презентацией проекта. Важно, что мы получили серьезный опыт общения с заказчиком, который выставляет множество требований и определяет дидлайн. В следующем учебном году мы намерены продолжить взаимодействие с компанией «Северсталь инфоком-софт» и расширить функционал наших роботов, что позволит еще больше облегчить работу бухгалтера», – отмечает Алексей Ильин, участник команды HelloWorld.

Абсолютные победители:

Абсолютными победителями «Фабрики разработок ЧГУ 2.0» стали команды: Bistox Design Team (дизайн криптовалютного кошелька для индустриального партнера из Арабских Эмиратов), VRehab (повышение способности у детей с ОВЗ выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану), HelloWorld (программный робот, выполняющий бухгалтерскую работу).

«Мы уже начинаем готовиться к следующему году проектного обучения. Важно, что какой бы проект для разработки и реализации не выбрали ребята, они смогли в нем «найти» себя, более эффективно профессионально и личностно развиваться, изменяться в лучшую сторону и ставить перед собой глобальные цели», – подчеркивает Екатерина Целикова, первый проректор ЧГУ.

В 2020-2021 учебном году планируется увеличение проектных команд со 104 до 250, участниками которых станут более 1600 студентов всех 6 институтов и Регионального научно-технического центра ЧГУ.

 

Материал: Евгения Парамонова, Виктор Белов