Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями зрения
Особые образовательные потребности
Нарушения зрения представлены двумя нозологическими группами – слепота и слабовидение. Слепые (незрячие) принципиально не способны к полному и точному зрительному восприятию информации, важную роль в их познании окружающего играют осязательный тип восприятия и слух. У слабовидящих ведущим в восприятии окружающего остается зрение, которое существенно варьируется в объёме и качестве отображаемых характеристик предметов, развития зрительных функций (различная острота зрения, сужение поля зрения, нарушения цветоразличения, темновой и световой адаптации, бинокулярного зрения). Слабовидящие для улучшения качества зрения, увеличения зрительной информации используют оптические средства коррекции: очки, лупы, телевизионные системы, компьютерную технику. Поскольку слепые обучающиеся имеют трудности с восприятием информации, предъявляемой зрительно, нуждаются в слухо-зрительном и аудиальном предъявлении материала, в образовательном процессе они могут применять специальные тифлотехнические средства обучения: приборы для письма на основе рельефно-графического шрифта, печатные машинки, брайлевские принтеры, аудиотехнику, диктофоны, компьютерные технологии и т.п.
Для обучающихся с нарушениями зрения характерны некоторые особенности восприятия и переработки информации (при запоминании нарушен закон края: запоминают хорошо начало информации, середину и конец - хуже, т.к. утомляются; наблюдается агглютинация (сжатие) усваиваемого материала, важна личная заинтересованность в усваиваемом материале, привязка к собственному опыту и пр.), которые необходимо учитывать в процессе подбора учебного материала. Наравне с этим у студентов с нарушениями зрения на компенсаторном уровне более развита способность к слуховому восприятию и удержанию аудиальной информации, а также к более длительной и устойчивой активности сознания.
Преподавателям и инструкторам по физической культуре важно помнить, что у обучающихся с нарушениями зрения имеются противопоказания к выполнению определенных видов упражнений и особенности, обусловливающие содержание занятий адаптивной физической культурой (АФК), а именно склонность к гиподинамии, нарушения пространственной ориентировки, повышенная утомляемость и некоторые другие.
В процессе реализации высшего инклюзивного образования требуется учитывать своеобразие речевого развития обучающихся с нарушениями зрения: вербализм: нарушение соотношения слова и образа, трудности вербализации зрительных впечатлений, наличие определенных трудностей в овладении языковыми и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, в осуществлении коммуникативной деятельности, в составлении описания предметов и явлений.
В целях доступности получения образования инвалидами по зрению организацией обеспечивается:
– наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети Интернет для слабовидящих;
– размещение в доступных для слепых или слабовидящих обучающихся местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефноконтрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
– присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
– обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
– обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации и в учебные аудитории.
Специальные технологии
Для слепых рекомендуется использовать специальные устройства по переводу плоскопечатного текста на шрифт Брайля (Брайлевские принтеры).
Проблемы доступа к визуальной информации для обучающихся с нарушениями зрения компенсируются посредством предоставления информации в аудиальной модальности и доступа в электронные библиотечные системы (ЭБС). Компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы, дающие возможность озвучивать плоскопечатную информацию с помощью специализированного программного обеспечения.
1. Программы «ТЕКСТ В РЕЧЬ»:
а) Govorilka (бесплатно; текст в речь): http://www.vector-ski.ru
б) Балаболка (бесплатно; текст в речь): http://www.softportal.com
в) DSpeech (бесплатно; текст в речь): http://www.softportal.com
г) Яндекс. Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store
д) MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь) http://www.programs74.ru
е) imTranslator (текст в речь; онлайн-сервис) http://imtranslator.net/translate-and-speak/speak/russian/
2. Программы «РЕЧЬ В ТЕКСТ»:
а) TalkTyper (бесплатно; речь в текст; онлайн-сервис) https://talktyper.com/ru
б) Блокнот для речевого ввода (речь в текст; онлайн-сервис; есть возможность интеграции в Windows, но платная): https://speechpad.ru/
в) Яндекс.Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store
г) MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь): http://www.programs74.ru
Специальный интерфейс обеспечивается программами «Синтезатор речи», «Программа экранного доступа для чтения с экрана», «Программа оптического распознавания текста». Адаптация программного обеспечения основана на его совместимости с русской версией озвучивания текста. Основные функции программ речевого доступа:
– озвучивание информации, вводимой с клавиатуры;
– автоматическое озвучивание текстовой информации, выводимой на экран другими программами;
– чтение фрагментов экрана по командам пользователя;
– отслеживание изменений на экране и оповещение о них пользователя.
При проведении аудиторных занятий с обучающимися с нарушенным зрением обеспечиваются требования к экранному тексту:
– больший размер элементов управления;
– четкий курсор;
– четкие границы между элементами;
– возможность работы в ограниченной области экрана;
– преимущество к использованию модальных окон, позволяющих переходить друг к другу без закрытия предыдущего.
Во время проведения занятия учитывается допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих обучающихся (в соответствие с медицинскими рекомендациями).
Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями зрения заключаются в следующем:
• дозирование учебных нагрузок;
• деление сложного, объемного учебного материала на логические части с целью облегчить усвоение данного материала незрячим студентом;
• использование алгоритма для обследования предметов, усвоения определенного учебного материала;
•направленность учебного материала на личную заинтересованность (мотивации) обучающегося с нарушенным зрением;
• использование выпуклых (объемных) схем, рисунков для уточнения, обобщения информации;
• возможность использовать на занятиях специальное программное обеспечение и специальное оборудование, предоставляемое инвалидам по линии Федеральной службы страхования (ФСС) и позволяющее компенсировать зрительное нарушение;
• предоставление образовательного контента в текстовом электронном формате, позволяющем переводить плоскопечатную информацию в аудиальную форму и выпуклопечатную электронную форму;
• предоставление возможности предкурсового ознакомления с содержанием учебной дисциплины и материалом по курсу за счет размещения информации на корпоративном образовательном портале;
• использование четкого и увеличенного по размеру шрифта и графических объектов в мультимедийных презентациях;
• использование инструментов «лупа», «прожектор» при работе с интерактивной доской;
• озвучивание визуальной информации, представленной обучающимся в ходе занятий;
• обеспечение раздаточным материалом, дублирующим информацию, выводимую на экран;
• наличие подписей и описания у всех используемых в процессе обучения рисунков и иных графических объектов, что дает возможность перевести письменный текст в аудиальный;
• обеспечение особого речевого режима преподавания: лекции читаются громко, разборчиво, отчетливо, с паузами между смысловыми блоками информации, обеспечивается интонирование, повторение, акцентирование;
• минимизация внешнего шума и обеспечение спокойной аудиальной обстановки;
• возможность вести запись учебной информации обучающимися в удобной для них форме (аудиально, аудиовизуально, в виде пометок в заранее подготовленном тексте);
• использование в процессе преподавания не только зрительных, но и иных сенсорных модальностей (слуховых, тактильных, вестибулярных), активизирующих процесс сенсорного замещения;
• увеличение доли методов социальной стимуляции (обращение внимания, апелляция к ограничениям по времени, контактные виды работ, групповые задания и др.) на практических и лабораторных занятиях;
• минимизирование заданий, требующих активного использования зрительной памяти и зрительного внимания;
• применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного; еженедельного контроля выполнения заданий для самостоятельной работы, что способствует непрерывной аттестации обучающихся;
• активизация реабилитационного потенциала за счет применения рефлексивно-деятельностного подхода, специальных адаптационных дисциплин и занятий АФК.
Все эти мероприятия позволят оптимизировать учебный процесс для обучающихся с нарушениями зрения.