Навигация Навигация

Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями слуха Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями слуха

Особые образовательные потребности

Лица с нарушениями слуха, использующие слуховые аппараты, представлены двумя основными группами: глухие и слабослышащие. Среди людей со слуховыми проблемами совсем недавно появилась новая и особая группа: обучающиеся с кохлеарными имплантами, которые имеют широкие возможности социализации и инклюзии благодаря их новым слуховым и речевым возможностям. Однако важно учитывать, что речь, воспринимаемая с кохлеарным имплантом (КИ), отличается от восприятия слышащего человека. Даже после длительного использования КИ у большинства студентов могут сохраняться трудности восприятия устной речи окружающих.

При глухоте ведущим каналом восприятия в процессе образовательной деятельности является зрительный анализатор. Значительные трудности в грамматическом оформлении речи и общении с помощью устной речи делают ведущей формой повседневного общения дактильную и жестовую речь.

Слабослышащие обучающиеся имеют больше возможностей, чем глухие в использовании устной речи в процессе общения с окружающими и в восприятии речи на слух, однако последнее может быть затруднено, в связи с чем может возникнуть потребность в зрительном подкреплении информации.

Трудности обучающихся с нарушениями слуха, возникающие в процессе обучения, могут быть вызваны особенностями слухового внимания и памяти, недостаточностью словарного  запаса  и освоения грамматики, ограниченностью общих представлений и затруднениями в понимании речи. У них могут возникать затруднения при самостоятельном образовании путем чтения книг, при восприятии учебного материала на слух, понимания устной речи особенно в шуме или когда нет возможности видеть лицо говорящего человека,  при анализе и синтезе воспринимаемого материала, оперировании образами, сопоставлении вновь изученного с изученным ранее. В процессе освоения новых знаний у обучающихся с нарушениями слуха могут отмечаться трудности их включения в имеющуюся у него систему знаний.

Проблемы понимания речи могут быть обусловлены плохими акустическими условиями в аудитории, использованием студентом только одного КИ, недостаточной внятностью речи преподавателя и несоблюдением последним правил общения.

В целях доступности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по слуху все вышеуказанные особенности необходимо учитывать при организации и реализации образовательного процесса и создавать следующие специальные условия:

            – максимально минимизировать все возможные шумы в помещении;

– в процессе общения располагаться со стороны слухового аппарата или кохлеарного импланта (если обучающийся носит только один аппарат);

 -  располагаться лицом к слушающему, причем Ваше лицо должно быть хорошо освещено (недопустимо находиться спиной к окну);

            – использовать FM-систему и др. современные технологии для улучшения восприятия устной речи окружающих в затрудненных акустических условиях;

            – прежде чем начать говорить с плохослышащим студентом необходимо привлечь его внимание;

            – говорить интонационно окрашенным голосом нормальной разговорной громкости,  в нормальном темпе, четко артикулируя;

– отслеживать реакцию на сказанное плохослышащего партнера по общению с целью контроля понимания им предъявляемого устного материала;

– если студент не понял, что вы ему сказали, попробуйте изменить фразу и сказать ее по-другому, а не повторять ее; акцентируйте внимание на важном с помощью интонации;

– в качестве дополнительных информационных каналов необходимо использовать естественные жесты и мимику, язык телодвижений (пантомимику) и специфические средства – дактилологию и жестовый язык глухих;

– дублировать звуковую справочную информацию о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров; мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

– обеспечить надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

 

Специальные технологии

Для обучающихся с нарушением слуха специальные технологии призваны облегчить восприятие, понимание речи и использование вербальной информации, мотивировать их к использованию устной речи в ежедневном общении с окружающими, удовлетворить их потребность:

– в слухо-зрительном восприятии речи в различных коммуникативных ситуациях;

– в использовании всех доступных видов коммуникации;

– в активизации всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная).

В связи с этим в качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие наглядность обучения и активизирующие использование всех доступных видов коммуникации. Необходимость применения специальных технологий обусловлена и тем, что у обучающихся с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. В связи с этим компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы и специальное программное обеспечение, дающие возможность наглядно иллюстрировать информацию. Помощь в этом оказывают информационные технологии, предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации. Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучающимся, интегрированным в общую образовательную среду. Глухие обучающиеся должны иметь возможность пользоваться специализированной программой «Сурдофон», с помощью которой можно переводить речь на жестовый язык, а для обратной связи использовать компьютерный синтезатор речи. Программа позволяет распознать речь собеседника и перевести ее на русский жестовый язык. Набранный текст озвучивается компьютерным синтезатором речи.

Программы «ТЕКСТ В РЕЧЬ»:

1. Govorilka (бесплатно; текст в речь): http://www.vector-ski.ru

2. Балаболка (бесплатно; текст в речь): http://www.softportal.com

3. DSpeech (бесплатно; текст в речь): http://www.softportal.com__

4. Яндекс.Диктовка (бесплатно; текст в речь; речь в текст; доступно только для мобильных устройств). Можно скачать в Яндекс.Store

5. MSpeech (бесплатно; речь в текст; текст в речь):http://www.programs74.ru\

6. imTranslator (текст в речь; онлайн-сервис):http://imtranslator.net/translate-and-speak/speak/russian/

В качестве специальных технологий может быть использован инновационный сервис видеоудаленного перевода «CloudInterpreter». Приложение позволяет оперативно получить видеоперевод русского жестового языка, используя планшет или компьютер. Для этого необходимо заранее скачать бесплатное приложение https://yadi.sk/d/ Gc2ou08rw93Va, и в нужный момент нажать кнопку вызова переводчика. Далее общение с собеседником происходит через переводчика русского жестового языка. Сервис видеоудаленного перевода «CloudInterpreter» представлен на сайте: www.cloudinterpreter.com/ru/ Ссылки на приложение: iOs: http://appstore.com/cloudinterpreterAndroid: http://goo.gl/pJyZsR

 

Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями слуха заключаются в следующем:

• перенос акцента на наглядные средства преподнесения учебного материала;

• обеспечение возможности работы с печатными изданиями, справочной литературой и словарями;

• наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;

• наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (структурно-логические схемы, таблицы, графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, раздаточный материал);

• разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

• увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;

• наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;

• обеспечение практики опережающего чтения, когда обучающиеся заранее знакомятся с материалом и выделяют незнакомые и непонятные слова и фрагменты;

• обеспечение работы со зрительными образами и выделение главного;

• четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);

• обеспечение непрерывной аттестации обучающихся за счет введения предварительной, текущей, промежуточной, итоговой системы контроля знаний с её применением на каждом занятии;

• четкое указание и соблюдение сроков выполнения текущего и промежуточного контроля;

• соблюдение принципов осуществления контроля: соответствие контроля целям обучения; включение заданий теоретического и практического характера; постепенный переход от простых заданий к сложным; балльная оценка заданий в зависимости от уровня сложности; наличие вариантов кейсов заданий; использование заданий на активизацию познавательной деятельности (на сопоставление, поиск недостающей информации, обобщение, систематизацию и др.);

• соблюдение требований к предъявляемым учебным текстам (разбивка текста на части; выделение опорных смысловых пунктов; использование наглядных средств);

• активизация наглядных представлений об изучаемом объекте;

• дозирование применения словесных и наглядных компонентов в учебных сообщениях;

• предоставление возможности соотносить воспринимаемый вербальный материал с  графическим;

• комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе;

• включение обучающихся в групповую деятельность;

• обеспечение системы заданий, формирующих умение представлять и защищать результаты своей работы;

• создание условий для развития способности к организации

эффективного делового общения;

• сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма) на основе зрительного восприятия лица говорящего;

• активизация реабилитационного потенциала за счет включения в учебный план специальных адаптационных дисциплин («Коммуникативный практикум», «Социально-правовое сопровождение инклюзивного образования» и др.).