Методические рекомендации по созданию специальных условий обучения для обучающихся с нарушениями речи
Особые образовательные потребности
Обучающиеся с нарушениями речи, как правило, имеют трудности восприятия и/или производства речи. Нарушения речи многообразны, они проявляются не только в нарушении произношения, но и в своеобразии грамматического строя речи и недоразвитии связной речи.
К числу проблем, характерных для лиц с нарушением речи, могут относиться такие как нарушение произношения звуков речи, ускоренный (20–30 звуков в секунду) или замедленный темп речи, нарушение темпо-ритмической организации речи, изменения голоса и некоторые другие.
В структуру особых образовательных потребностей лиц с речевыми нарушениями входят:
– потребность в координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения;
– потребность в индивидуальном подходе в обучении и продвижении в образовательном материале для разных категорий обучающихся с нарушениями речи;
– потребность в постоянном (пошаговом) мониторинге результативности образования;
– потребность в специальных методах, приемах и средствах обучения, в том числе специализированных компьютерных технологиях, дидактических пособиях, визуальных средствах.
Специальные технологии
В обучении лиц с нарушениями речи специальные технологии призваны облегчить восприятие, понимание речи и использование вербальной информации, удовлетворить потребность таких обучающихся:
– в использовании различных видов коммуникации;
– в дополнительном использовании зрительного восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
– в активизации всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);
– в формировании социальной компетентности.
В связи с этим в качестве специальных технологий выступают средства программного и методического обеспечения образовательного процесса, увеличивающие наглядность обучения и активизирующие использование различных видов коммуникации. Обязательными компонентами обучающих технологий являются компьютерные программы и специальное программное обеспечение, предоставляющее возможность наглядно иллюстрировать информацию. Помощь в этом оказывают информационные технологии, предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации. Компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучающимся, интегрированным в общую образовательную среду.
Методические аспекты образования обучающихся с нарушениями речи заключаются в следующем:
• обеспечение возможности работы с печатными изданиями, справочной литературой и словарями;
• наличие системы заданий, обеспечивающих систематизацию вербального материала, его схематизацию, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;
• наличие наглядного сопровождения изучаемого материала (структурно-логические схемы, таблицы, графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты, раздаточный материал);
• увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа от простого к сложному при объяснении материала;
• наличие четкой системы и алгоритма организации самостоятельных работ и проверки заданий с обязательной корректировкой и комментариями в личном кабинете студента на корпоративном образовательном портале;
• адаптация преподавателем текста лекции с учетом сложности речевого нарушения;
• особый речевой режим работы (хорошая артикуляция лектора; немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов; обеспечение зрительного контакта во время говорения);
• четкое соблюдение алгоритма занятия и заданий для самостоятельной работы (называние темы, постановка цели, сообщение и запись плана, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа);
• обеспечение непрерывной аттестации обучающихся за счет введения предварительной, текущей, промежуточной, итоговой системы контроля знаний с её применением на каждом занятии;
• четкое указание и соблюдение сроков выполнения текущего и промежуточного контроля;
• соблюдение принципов осуществления контроля: соответствие контроля целям обучения; включение заданий теоретического и практического характера; постепенный переход от простых заданий к сложным; балльная оценка заданий в зависимости от уровня сложности, наличие вариантов кейсов заданий;
• активизация наглядных представлений об изучаемом объекте;
• повышение информативной ценности текстов;
• предоставление возможности соотносить вербальный и графический материал;
• комплексное использование письменных и устных средств коммуникации при работе в группе;
• включение обучающихся в групповую работу;
• обеспечение системы заданий, формирующих умение представлять и защищать результаты своей работы;
• создание условий для развития способности к организации эффективного делового общения;
• сочетание на занятиях всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма);
• активизация реабилитационного потенциала за счет включения в учебный план специальных адаптационных дисциплин («Социокультурная реабилитация и профориентация детей и подростков с ОВЗ» и др.).
Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности обучающихся в системе целостного педагогического процесса. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи позволит построить процесс обучения с учетом их потенциальных возможностей в добывании знаний.