Кафедра психологии

О кафедре

Кафедра психологии основана в 1985 году в Череповецком государственном педагогическом институте. В 1995 году кафедра получает лицензию и начинает подготовку студентов по специальности «Психология».

В настоящее время кафедра осуществляет подготовку выпускников по всем уровням высшего образования.

 

Направления подготовки (закрепленные образовательные программы)

Бакалавриат

37.03.01 Психология

44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Возрастная практическая психология) – прием с 2016 года

Специалитет

37.05.02 Психология служебной деятельности (Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности)

Магистратура

37.04.01 Психология (Психологическое консультирование)

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (Психолого-педагогическая коррекция и консультирование)

Аспирантура

19.00.07 Педагогическая психология


Активно ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. После открытия аспирантуры под руководством преподавателей кафедры было защищено 32 диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

В 2003 году начала работу «Школа психологии и саморазвития» для учащихся старших классов средней школы. Таким образом, осуществляются все этапы подготовки психологов, начиная со средней школы и заканчивая послевузовским образованием.

Студенты проходят практику в психологических службах различных учебных заведений, отделах по работе с персоналом крупных предприятий и организаций города (ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий «Азот», ОАО «Сбербанк» и т.д.), психологических службах правоохранительных органов и спортивных организаций, межведомственных службах помощи семье и детям («Восхождение», «Преодоление», «Росток»).

Научная деятельность

При кафедре развивается научная школа «Психология ненасилия» под руководством вице-президента Межрегиональной ассоциации «Педагогика ненасилия», профессора В.Г. Маралова. Результаты исследований, выполненных в рамках данной школы, нашли отражение более чем в 100 публикациях. Широкую известность получили такие учебные пособия с грифом министерства образования, как:

  •  «Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе», М.: Академия, 2000 (авторы Маралов В.Г., Ситаров В.А.).
  •  «Основы самопознания и саморазвития», М.: Академия, 2002 (автор Маралов В.Г.).
  •  «Педагогика и психология ненасилия в образовании», М.: Юрайт, 2015 (авторы Маралов В.Г., Ситаров В.А.).

Коллектив преподавателей кафедры подготовил монографии:

  • «Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми», М.: Академический проект, 2005;
  • «Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности», М.: Академический проект, 2011.
  • «Прогнозирование угроз развития ребенка в микросреде жизнедеятельности», Саарбрюкен.: Ламберт, 2013.

Результаты внедрения выполненных исследований отражены в практико-ориентированных методических руководствах, подготовленных профессором Мараловым В.Г.:

  • «Педагогика ненасилия в практике детского сада», М.: ТЦ Сфера, 2009;
  • «Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям», М.: Аркти, 2009.

За последние 5 лет преподаватели приняли участие в 78 конференциях (18 – международных, 36 – федеральных, 24 – региональных), опубликовано 65 докладов, подготовлено и опубликовано 27 учебно-методических пособий, 84 научных статьи, издано 12 учебных пособий,  3 монографии.