Публикатор
Экспертное мнение: спец. по проектному менеджменту Александр Куклин
Бизнес-школа Череповецкого государственного университета является региональной площадкой для проведения Всероссийского экономического диктанта на тему «Сильная экономика – процветающая Россия».
Цель диктанта – определение и повышение уровня экономической грамотности населения в целом, его отдельных возрастных и профессиональных групп, развитие интеллектуального потенциала молодежи, оценка экономической активности и экономической грамотности населения различных субъектов России.
Вопросами финансовой грамотности и уровнем ее повышения активные граждане страны обеспокоены давно. Обсуждение проблем экономической компетентности не теряет актуальности во время профессиональных и научно-популярных событий: форумов и симпозиумов, конференций и образовательных акций.
В связи с проведением Всероссийского экономического диктанта у россиян возникает много вопросов о финансовой и экономической грамотности соотечественников, требующих пояснения.
На наиболее популярные вопросы отвечает Александр Леонидович Куклин, начальник Центра личностного и профессионального развития Бизнес-школы Череповецкого государственного университета, юрист, специалист по проектному менеджменту, консультант по правовому сопровождению и налогообложению юридических лиц.
– Оцените уровень экономической и финансовой грамотности населения России, его отдельных возрастных и профессиональных групп?
– Следует разделить экономическую грамотность и финансовую грамотность населения. Первую можно понимать как совокупность знаний в сфере экономической теории, экономики как науки и академической дисциплины, глобальных экономических процессов. А финансовая грамотность – это комплекс знаний и навыков в сфере управления финансами каждого конкретного человека, способствующий улучшению благосостояния и качества жизни. Исходя из этого можно сделать вывод, что экономическая грамотность необходима, прежде всего, специалистам, управляющим различными финансовыми процессами на уровне предприятий, регионов, секторов экономики и т.д. А навыки и знания в сфере управления личными финансами с учетом экономических условий и жизненных реалий нужны каждому человеку.
К сожалению, в настоящее время в России можно говорить о финансовой неграмотности населения. Эту проблему пытаются решить на разных уровнях. Реализуются многочисленные проекты и программы, направленные на повышение уровня финансовой грамотности россиян в целом и отдельных возрастных, профессиональных и иных групп в частности. Особенно актуальны они для молодежи и лиц старшего возраста, которые, помимо прочего, часто становятся жертвами мошенников.
Что касается профессиональных групп, то здесь особо следует выделить представителей малого и среднего предпринимательства. Тенденции развития бизнеса в нашей стране, сложность налогового регулирования, скорость развития рынка требуют повышенного внимания к навыкам управления экономическими потоками и пользования различными финансовыми инструментами. К сожалению, говорить о высоком уровне экономической грамотности среди предпринимателей в России тоже пока рано. Хотя активное развитие образовательных программ и в этом направлении не может не радовать.
– Как происходит развитие интеллектуального потенциала у молодежи в нашей стране?
– Если данный вопрос касается именно сферы экономики, то процесс протекает весьма неоднозначно. С одной стороны, можно наблюдать активное развитие образовательных программ в сфере финансовой грамотности как для школьников, так и для студентов (и даже для воспитанников дошкольных образовательных учреждений). С другой стороны, нельзя не отметить низкий уровень ряда программ и преподавателей с позиции требований современных реалий. Крайне сложно на государственном уровне соответствовать стремительно меняющемуся миру.
Развитие цифровых технологий позволяет в значительной мере нивелировать сложности современной образовательной системы в сфере экономического образования, давая доступ к широким информационным ресурсам для всех желающих.
– Насколько высока экономическая активность и экономическая грамотность молодежи в России, в Череповце?
– Исходя из моего опыта – довольно невысока, как в России, так и в Череповце. Но это проблема не молодежи, а государства в целом. Экономическая активность без соответствующей грамотности чаще всего обречена на провал и финансовые потери. Это взаимосвязанные процессы. Для того, чтобы молодёжь была экономически активна, необходимо планомерно и эффективно поднимать уровень ее финансовой грамотности. При этом именно молодежь является самой активной возрастной группой в сфере развития нового и инновационного бизнеса. Число молодых предпринимателей, не смотря на все трудности, растёт, как увеличивается и число тех, кто добивается успеха в развитии своего дела.
Вопрос экономической активности и грамотности – это своего рода замкнутый круг. Без свободных денежных ресурсов сложно проявлять экономическую активность, без знаний в сфере управления финансами сложно стать активным, чтобы получить дополнительные средства. Именно знания и навыки в данном вопросе являются ключевым элементом. Собственно, для их получения, для привлечения внимания к вопросам экономики и проводится уже третий год подряд Всероссийский экономический диктант.
Другие экспертные мнения смотри ЗДЕСЬ