Оценка степени соответствия массы человека и его роста на основе индекса Кетле
В последнее время люди больше времени проводят у телевизора или компьютера, вследствие доступности транспортных средств уменьшается двигательная активность, т.е. возрастает доля пассивного образа жизни. В сочетании с особенностями питания это может приводить к увеличению массы тела и нарушению физического развития. Конечно, изменение веса человека с возрастом – это закономерный физиологический процесс. Но избыточная масса тела является одним из самых серьезных факторов риска для здоровья. Популярным способом определения избыточного веса является подсчет индекса массы тела (индекса Кетле или весоростового показателя).
Цель работы: оценить степень соответствия массы человека и его роста на основе индекса Кетле.
Задачи (примерные):
- Произвести измерение роста и массы тела у школьников, ведущих активный и пассивный образ жизни;
- Вычислить значение индекса Кетле по формуле и сравнить со справочными величинами;
- Сравнить индекс массы тела (индекс Кетле) у изучаемых групп.
Когда проводить исследование? Сбор данных может быть проведен в любое удобное для исследования время. Но измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, при этом обследуемый должен быть одет в легкую (трикотажную) одежду. Главная сложность – тщательно подобрать испытуемых в изучаемые группы согласно выделенным задачам, при этом учитываются пол и возраст. Группы для исследования должны быть однородными, например, иметь одинаковое число мальчиков и девочек одного возраста. Если планируется задача по выяснению влияния пассивного и активного образа жизни на показатель индекса Кетле, то необходимо предусмотреть опрос испытуемых для отнесения их в ту или иную группу.
Как исследовать?(Методика работы)
Для определения индекса Кетле, который является весоростовым показателем, необходимо измерить рост и вес человека. Измерения проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера.
Измерение роста (длины тела)
Измерение роста − производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания.
Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.
Измерение массы тела (веса)
Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
Вычисление индекса Кетле
Для определения весоростового показателя, необходимо вес разделить на квадрат роста.
ИК = М / Р2, где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах.
Полученный результат сравнивается со справочными величинами индекса Кетле, которые дифференцированы по возрасту и полу:
- для детей 6-8 лет обоего пола – 16;
- для детей 9-10 лет обоего пола – 17;
- для детей 11 лет обоего пола – 18;
- для детей 12 лет обоего пола – 19;
- для детей 13-16 лет (мальчики) – 20;
- для детей 17 лет (мальчики) – 21;
- для детей 13-14 лет (девочки) – 20;
- для детей 15-17 лет (девочки) – 21.
Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
В зависимости от соотношения массы и длины тела выделяются следующие 4 группы детей:
- с оптимальной массой тела
- с избыточной массой тела
- с пониженной массой тела
- с дефицитом массы тела
Источник:
Клименко Е.А. Методика оценки физического развития детей и подростков // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. IV / Под ред. М.Н. Сионовой, С.К. Алексеева. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2008. -С. 217.
Конечно, исследовательская работа должна иметь название. Попробуй написать тему работы
Предлагаемое название работы: Оценка степени соответствия массы человека и его роста на основе индекса Кетле.
Объект исследования: (необходимо указать группы людей, у которых проводилось исследование, например, мальчики и девочки (одного возраста или разных возрастов); школьники, ведущие активный и пассивный образ жизни и т.д.)
Предмет исследования:
Цель работы: оценить соответствие массы человека и его роста на основе индекса Кетле.
Задачи:
Например, если в данной работе решено проверить:
Гипотезу исследования: Весоростовой показатель будет ниже у людей, ведущих активный образ жизни, тогда отдельной задачей можно включить:
Ты можешь сам сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза исследования:
Итак, на первом этапе работы: выбрана тема исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи. Имеющаяся методика исследования должна быть проанализирована с целью подготовки к практической части работы: необходимо выделить методы исследования, подготовить оборудование и материалы, которые понадобятся.
Следующие этапы работы должны включать: подбор литературных источников по предмету исследования и их анализ; подготовку необходимых материалов. Далее осуществляется непосредственно экспериментальная работа индивидуально или с группами испытуемых - сбор данных согласно методике, вычисления, анализ полученных результатов, при необходимости проверка гипотезы, оформление результатов работы в виде текста, подготовка презентации и устного выступления.
Рекомендуем составить собственный план работы, включающий определенные этапы:
Этапы работы: