Определить умственную работоспособность человека можно с помощью корректурных проб. Для исследования упражняемости и утомляемости Э. Крепелиным была предложена специальная методика (в 1895 г.).
Цель работы: определить уровень умственной работоспособности.
Задачи (примерные):
- Определить уровень умственной работоспособности.
- Определить уровень утомляемости.
Когда проводить исследование? Сбор данных может быть проведен в любое время. Исследование может быть проведено как с целью выяснения индивидуальных особенностей умственной работоспособности, так и особенностей группы людей, например, школьников определенного возраста. Необходимо помнить, что умственная работоспособность зависит как от объективных факторов – условий окружающей среды, так и субъективных: возраста, пола человека, его физиологических показателей, психических факторов (потребности, мотивации к деятельности, эмоционального настроя), состояния здоровья и т.д. Поэтому исследование лучше проводить со всеми испытуемыми в один период и учитывать факторы, которые могут влиять на уровень работоспособности. Можно сравнить работоспособность школьников в начале и конце учебного года (четверти).
Как исследовать?(Методика работы)
Обследуемому выдается инструкция и бланк таблицы Крепелина (рис. 1). Инструкция для обследуемого: «Перед вами таблица с числами (бланк таблицы Крепелина). Необходимо сложить два числа в каждом ряду и сумму записать под каждым столбиком. На выполнение каждого задания дается 20 секунд. Через каждые 20 с по команде «Следующий ряд» вы должны перейти на новый ряд, не смотря на то, что вы не закончили предыдущий».
Затем с помощью шаблона (рис. 2) проверяется правильность решения всех задач и подсчитывается количество правильных примеров в каждом ряду.
Рис. 1. Бланк таблицы Крепелина.
Рис. 2. Шаблон правильных ответов.
Чтобы определить уровень умственной работоспособности, необходимо сложить количество правильно решенных примеров в каждом ряду и сумму разделить на 8, т.е. определить среднее значение правильно решенных примеров. Полученный результат можно соотнести с определенным уровнем умственной работоспособности: 20-23 правильно решенных примера (в среднем) – высокая работоспособность; 12-19 – средняя; 5-11 – ниже средней; 3-4 – низкая.
Можно построить график работоспособности: по оси х откладывают сколько выполнено правильных сложений и сколько допущено ошибок за каждые 20 с (ось y).
Вычисляют коэффициент работоспособности (Краб), равный отношению суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк (S2) к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк (S1):
Kраб. = S2 / S1
Если отношение приближается к единице, то утомление практически отсутствует. Уровни утомляемости: 0,9-1 – низкая утомляемость; 0,5-0,8 – средняя; <0,5 высокая утомляемость.
Источник:
Гора Е.П. Экология человека. Практикум: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2008. - 127 с.
Конечно, исследовательская работа должна иметь название. Попробуй написать тему работы
Предлагаемое название работы: Определение уровня умственной работоспособности у школьников
Объект исследования: (необходимо указать группы людей, у которых проводилось исследование, например, мальчики и девочки (одного возраста или разных возрастов, в начале и конце учебного года и т.д.)
Предмет исследования:
Цель работы: определить уровень умственной работоспособности.
Задачи:
Например, если в данной работе решено проверить:
Гипотезу исследования: к вечеру умственная работоспособность снижается, а уровень утомляемости возрастает,
тогда отдельной задачей можно включить:
Ты можешь сам сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза исследования:
Итак, на первом этапе работы: выбрана тема исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи. Имеющаяся методика исследования должна быть проанализирована с целью подготовки к практической части работы: необходимо выделить методы исследования и составить список оборудования и материалов, которые понадобятся.
Следующие этапы работы должны включать: подбор литературных источников по предмету исследования и их анализ; подготовку необходимых материалов и оборудования. Далее осуществляется непосредственно экспериментальная работа индивидуально или с группами испытуемых - сбор данных согласно методике, вычисления, анализ полученных результатов, при необходимости проверка гипотезы, оформление результатов работы в виде текста, подготовка презентации и устного выступления.
Рекомендуем составить собственный план работы, включающий определенные этапы:
Этапы работы: