Определить умственную работоспособность человека можно с помощью корректурных проб. Для исследования упражняемости и утомляемости Э. Крепелиным была предложена специальная методика (в 1895 г.).

Цель работы: определить уровень умственной работоспособности.

Задачи (примерные):

  1. Определить уровень умственной работоспособности.
  2. Определить уровень утомляемости.

Когда проводить исследование? Сбор данных может быть проведен в любое время. Исследование может быть проведено как с целью выяснения индивидуальных особенностей умственной работоспособности, так и особенностей группы людей, например, школьников определенного возраста. Необходимо помнить, что умственная работоспособность зависит как от объективных факторов – условий окружающей среды, так и субъективных: возраста, пола человека, его физиологических показателей, психических факторов (потребности, мотивации к деятельности, эмоционального настроя), состояния здоровья и т.д. Поэтому исследование лучше проводить со всеми испытуемыми в один период и учитывать факторы, которые могут влиять на уровень работоспособности. Можно сравнить работоспособность школьников в начале и конце учебного года (четверти).

Как исследовать?(Методика работы)

Обследуемому выдается инструкция и бланк таблицы Крепелина (рис. 1). Инструкция для обследуемого: «Перед вами таблица с числами (бланк таблицы Крепелина). Необходимо сложить два числа в каждом ряду и сумму записать под каждым столбиком. На выполнение каждого задания дается 20 секунд. Через каждые 20 с по команде «Следующий ряд» вы должны перейти на новый ряд, не смотря на то, что вы не закончили предыдущий».

Затем с помощью шаблона (рис. 2) проверяется правильность решения всех задач и подсчитывается количество правильных примеров в каждом ряду.

Рис. 1. Бланк таблицы Крепелина.

 

Рис. 2. Шаблон правильных ответов.

 

Чтобы определить уровень умственной работоспособности, необходимо сложить количество правильно решенных примеров в каждом ряду и сумму разделить на 8, т.е. определить среднее значение правильно решенных примеров. Полученный результат можно соотнести с определенным уровнем умственной работоспособности: 20-23 правильно решенных примера (в среднем) – высокая работоспособность; 12-19 – средняя; 5-11 – ниже средней; 3-4 – низкая.

Можно построить график работоспособности: по оси х откладывают сколько выполнено правильных сложений и сколько допущено ошибок за каждые 20 с (ось y).

Вычисляют коэффициент работоспособности (Краб), равный отношению суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк (S2) к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк (S1):

Kраб. = S2 / S1

Если отношение приближается к единице, то утомление практически отсутствует. Уровни утомляемости: 0,9-1 – низкая утомляемость; 0,5-0,8 – средняя; <0,5 высокая утомляемость.

Источник:

Гора Е.П. Экология человека. Практикум: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2008. - 127 с.

Конечно, исследовательская работа должна иметь название. Попробуй написать тему работы

Предлагаемое название работы: Определение уровня умственной работоспособности у школьников

Объект исследования: (необходимо указать группы людей, у которых проводилось исследование, например, мальчики и девочки (одного возраста или разных возрастов, в начале и конце учебного года и т.д.)

Предмет исследования:

Цель работы: определить уровень умственной работоспособности.

Задачи:

1.
2.
3.

Например, если в данной работе решено проверить:

Гипотезу исследования: к вечеру умственная работоспособность снижается, а уровень утомляемости возрастает,
тогда отдельной задачей можно включить:

4.

Ты можешь сам сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза исследования:

Итак, на первом этапе работы: выбрана тема исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи. Имеющаяся методика исследования должна быть проанализирована с целью подготовки к практической части работы: необходимо выделить методы исследования и составить список оборудования и материалов, которые понадобятся.

Следующие этапы работы должны включать: подбор литературных источников по предмету исследования и их анализ; подготовку необходимых материалов и оборудования. Далее осуществляется непосредственно экспериментальная работа индивидуально или с группами испытуемых - сбор данных согласно методике, вычисления, анализ полученных результатов, при необходимости проверка гипотезы, оформление результатов работы в виде текста, подготовка презентации и устного выступления.

Рекомендуем составить собственный план работы, включающий определенные этапы:

Этапы работы:

Что делать, когда исследование проведено?