Зимнее время года наиболее благоприятно для изучения видового состава и образа жизни птиц. Небольшое количество видов позволяет избежать путаницы при определении. Птицы становятся более заметными, они сами тянутся к человеческому жилью.

Аберранты – птицы с нетипичной, измененной по сравнению с обычной, окраской. Такая окраска формируется в результате скрещивания сизых голубей с домашними декоративными голубями, а также в связи с изменением условий существования птиц в населенных пунктах. Благодаря особой индивидуальной окраске аберранты могут узнаваться «в лицо».

Цель работы: изучение особенностей поведения голубей-аберрантов в зимних условиях.

Задачи (примерные):

  1. Выяснить размеры зимнего участка обитания голубя-аберранта и степень связи птицы со стаей при перемещении.
  2. Оценить место аберранта в иерархии стаи.
  3. Установить различия в частоте агрессивных контактов у аберранта и у птицы типичной окраски.
  4. Установить различия в поведении при вспугивании у аберрантов и голубей типичной окраски.

Когда проводить исследование? Исследования можно проводить в определенный сезон (осень, зима) или в течение всего года.

Как исследовать?(Методика работы)

Проложите маршруты, проходящие по местам, в которых держатся сизые голуби. Опишите эти места – где располагаются, чем привлекают птиц. Схему маршрута можно нанести на готовую типографскую карту района исследований. Среди сизых голубей найдите аберрантов. Сделайте подробное описание окраски оперения таких птиц. Для этого схематично нарисуйте голубя и на рисунке отметьте наиболее яркие и характерные элементы окраски, отличающие данную особь (при возможности сфотографируйте). Дайте имя каждой птице-аберранту.

Проходя по маршрутам, отмечайте на схеме места встреч изучаемых птиц, время обнаружения, состав и размер стаи, чем занимаются птицы. Хронометрируйте1 поведение аберрантов. Постарайтесь проследить за их перемещением. На участке какого размера держатся аберранты? Какие места участка посещаются наиболее часто? Существуют ли типичные маршруты перемещения по участку? Происходят ли удаления аберранта от стаи? Если да, то каковы причины этого? Насколько постоянен размер стаи? Как изменяется размер стаи в зависимости от времени суток и перемещений стаи? Происходят ли изменения в поведении аберранта при резком увеличении или уменьшении размера стаи, при присоединении к стае птиц других видов?

Пронаблюдайте, как часто аберрант вступает в агрессивные контакты, кто является их инициатором и каков их исход? Как часто (в процентном отношении) аберрант является инициатором агрессивных контактов и объектом агрессии со стороны других птиц? Сравните частоту агрессивных контактов аберранта с членами стаи и частоту таких контактов между птицами обычной окраски – сделайте два замера по 15 минут во время кормления в сходных условиях (температура, время суток, количество корма). Изменяется ли количество агрессивных контактов в зависимости от времени суток, погодных условий, количества корма?

Проверьте, как аберранты реагируют на человека, домашних животных? Приближаясь к стае, попробуйте вспугнуть ее. Установите дистанцию вспугивания – расстояние до взлетающей птицы. Как зависит дистанция вспугивания от поведения человека и поведения птицы в данный момент? Есть ли различия дистанции вспугивания у аберрантов и обычных голубей в сходных условиях? Сделайте несколько десятков измерений с перерывами не менее 5 мин.

Изучите, какие корма употребляют наблюдаемые птицы? Есть ли особые предпочтения? Совпадают ли эти предпочтения у аберрантов и голубей обычной окраски? Попробуйте окрасить хлеб различными пищевыми красителями и разбросать его недалеко от стаи. Как реагируют на такой корм аберранты и птицы обычной окраски? Насколько быстро привыкают и начинают употреблять «новый» корм? Повторите эксперимент несколько раз с разными аберрантами.

Хронометрирование поведения – это достаточно подробное описание поведения птицы с указанием времени, затрачиваемого на каждый выделенный наблюдателем тип поведения. В зависимости от задач исследования и подготовки исследователя выделяемые типы поведения могут быть разными. Например, можно описывать поведение птицы, выделив два критерия: активность и сон. Можно разграничить активность на кормление и другие виды поведения. Кормление в свою очередь включает поиск, добывание, поедание корма, перелет к другому кормовому источнику и т.п. Если таким образом разграничивать поведение птицы и дальше, то придется описывать элементарные двигательные акты (например: птица подняла голову, при этом у нее раскрылся клюв и опустился хвост). Чтобы иметь более или менее полное представление о том, что и в течение какого времени делала птица, надо выделить множество критериев описания, но в любом случае необходимо указать, что подразумевает каждый из них. Удобно использовать функциональное описание поведения, когда критерии выделяют по значимым для особи видам деятельности: полет, поиск корма, поедание корма, осматривание, отдых, агрессия, территориальная демонстрация, брачная демонстрация и т. д. Количество выделенных критериев описания для разных видов может быть не одинаковым, а одни и те же критерии у разных видов могут иметь различное содержание. Самое главное при анализе поведения – то, какие внешние условия, ситуации (стимулы) определяют следующие за ними действия птицы. Изучение поведения предусматривает две постоянные задачи: описание поведенческих актов и причин, которые их вызывают.

Для хронометрирования поведения используют секундомер или часы с секундной стрелкой. Удобнее, когда этим занимаются два человека. Один наблюдает за птицей в бинокль и сообщает о ее действиях, другой следит за временем и ведет записи. Через некоторое время они меняются ролями. Хронометрирование поведения – трудоемкая работа и требует внимательности и быстроты. Для удобства рекомендуется использовать систему условных знаков, ускоряющих запись наблюдений. Простым способом хронометрирования можно считать заполнение условными знаками временной шкалы, разбитой на равные временные отрезки (например, по одной минуте).

 

Источник:

Коротков Д.В. Организация самостоятельных наблюдений школьников за зимующими птицами [Электронный ресурс] // Биология. – 2006. - № 3. – Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200600304.

Конечно, исследовательская работа должна иметь название. Попробуй написать тему работы

Предлагаемое название работы: Особенности поведения голубей-аберрантов в зимних условиях _______________________ (необходимо добавить название населенного пункта, где будет проводиться или проводилось исследование)

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель работы: изучение особенностей поведения голубей-абберантов в зимних условиях.

Задачи:

1.
2.
3.
4.
5.

Например, если в данной работе решено проверить:

Гипотезу исследования: сли поведение голубей-абберантов отличается от поведения обычных особей, то у них будут проявляться различия в реакциях при употреблении неизвестных кормов.

Тогда отдельной задачей можно включить:

6.

И наоборот, количество задач можно уменьшить – выбор структуры исследования зависит от возможностей Исследователя.

Ты можешь сам сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза исследования:

Итак, на первом этапе работы: выбрана тема исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи. Имеющаяся методика исследования должна быть проанализирована с целью подготовки к практической части работы: необходимо определить маршруты и участки для исследования, составить список оборудования, которое понадобится.

Следующие этапы работы должны включать: подбор литературных источников по предмету исследования и их анализ; подготовку необходимого оборудования; карты района исследования. Далее осуществляется сбор данных согласно методике, их анализ, при необходимости - проверка гипотезы, оформление полученных результатов в виде текста подготовка презентации и устного выступления.

Рекомендуем составить собственный план работы, включающий определенные этапы:

Этапы работы:

Что делать, когда исследование проведено?