После того, как собраны данные согласно методике, то есть получены определенные результаты исследования, приступают к оформлению работы
Исследовательская работа состоит из таких разделов как титульный лист (1 стр.), оглавление (или содержание, 1 стр.), введение (1 – 2 стр.), обзор литературы (2 – 5 стр.), характеристика района исследования (при необходимости; 1 – 3 стр.), материал и методы исследования (1 – 3 стр.), результаты исследования и их обсуждение (3 – 10 стр.), заключение или выводы (1 стр.), список источников, приложения (при необходимости). Эти разделы составляют структуру работы и располагаются в указанном порядке. Разделы «Введение», «Выводы», «Список источников (литература)», «Приложение» не нумеруются. Пронумерованные разделы образуют основную часть работы. Логический аппарат исследования включает объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотезу исследования, которые должны быть чётко сформулированы.
К оформлению заголовков, иллюстративного материала, в том числе картам, таблицам, формулам, ссылкам на источники предъявляются определенные требования.
Титульный лист содержит:
- В верхнем поле наименование учебного заведения, где выполнена работа и название конкурса (конференции);
- В среднем поле - заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие (тема исследования) должно отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возможностям исполнителя. Каждое слово (словосочетание) должно быть раскрыто в работе! Рекомендуется использовать в названии не более 14 слов и научный стиль. Не приветствуются формулировки, принятые в области литературного творчества, рекламы и журналистики.
- Далее, ближе к правому краю титульного листа указываются класс, фамилия и инициалы автора работы, а ниже – должность руководителя, его фамилия и инициалы. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания.
Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
Оглавление (Содержание) включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, заключение (выводы), список источников (литература), приложения. Указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении не должны отличаться от заголовков, присутствующих в работе.
Введение. Здесь обосновываются актуальность выбранной темы, цель и задачи, которые предстоит решать в соответствии с нею, формулируется объект и предмет исследования, а также гипотеза, могут быть указаны выбранные методы практического исследования. В конце вводной части может быть приведена практическая значимость исследования и благодарности педагогам, специалистам, другим людям, которые оказали помощь в проведении исследований, подготовке работы.
Перед словом «введение» цифра, указывающая на номер раздела, не ставится.
От правильной формулировки цели и задач исследования напрямую зависит успех работы.
Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной. Цель может быть только одна. Вопрос, на который необходимо получить ответ, должен быть ясно выделен. Как правило, цель отвечает на вопросы: «Для чего проводится данная научная работа?», «Какие результаты она должна принести?». Цель работы рекомендуется формулировать предложениями с глаголами: определить, выявить, установить, обосновать, разработать и т.д. Она должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Гипотеза - это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
Чаще всего гипотеза формулируется по схеме: «Чем …, тем …»; «Если …, то …». Иногда гипотезу формулируют в утвердительном плане. Чем полнее сформулирована гипотеза, тем легче сопоставить вопросы, на которые надо дать ответы в процессе исследования. В учебно-исследовательской работе гипотеза может отсутствовать.
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Необходимо четко сформулировать, для чего выполняется работа, что надо было наблюдать и выяснить, что нужно узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ.
Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы.
1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).
Пример: выяснить, сколько времени прорастают семена моркови.
2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).
Пример: выявить связь между распределением зоопланктона и глубиной водоема.
3. Качественные задачи («Есть ли?»).
Пример: установить, зависит ли количество видов водных ракообразных от температуры воды в водоеме.
4. Функциональные задачи («Для чего?» или «Зачем?»).
Пример: изучить, для чего паук-серебрянка строит купол под водой.
5. Задачи на выявление механизмов («Как?»).
Пример: выяснить, как зависит видовое разнообразие зоопланктона от сезона и времени суток.
6. Задачи на выявление причин явлений («Почему?»).
Пример: установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланктона по акватории водоема.
К задачам научного исследования не относятся учебные задачи, например, написание обзора литературы, формулировка выводов по работе и др., овладение теми или иными методами, подготовка презентации и т.д.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования - это то, что берется для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Более ёмким и крупным понятием является объект, а предмет – более узким. Объект и предмет исследования должны относиться к одной научной области, например, только к биологии или только к экологии.
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Во «Введении» перечисляют основные методы исследования, более подробно их описывают и обосновывают в специальной главе, посвященной материалам и методам исследования.
Основная часть исследовательской работы состоит из нумеруемых глав. В первой главе обычно анализируется исследуемая проблема, излагаются имеющиеся точки зрения на нее, раскрываются теоретические положения (обзор литературы). Во второй главе приводится характеристика района исследования, если сбор материала проводился в природных условиях. Следующая глава обычно посвящается подробному описанию того, какой материал был собран и какие методы при этом использовались (материал и методы исследования). Необходимо подробно описать методы проведения исследования (методику), указать время проведения исследования, объем собранного материала (данных); желательно пояснить выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели. В отдельной главе излагается и анализируется материал практической части исследования (результаты исследования и их обсуждение). Для научных текстов характерен достаточно сухой и сдержанный стиль, особая лексика и речевые конструкции. Излагать материал рекомендуется от первого лица множественного числа (например, «По нашему мнению») или использовать безличные выражения. Не принято писать в работе «Я думаю», «Я предполагаю». В тексте желательно избегать сложных и громоздких предложений. Вся работа должна быть написана в едином стиле. В тексте допускаются принятые стандартные и собственные используемые сокращения. Аббревиатура, вводимая автором, расшифровывается с сокращением в скобках при первом употреблении.
Глава может состоять из нескольких подглав, если она обширная, и содержание подглав четко различается по смыслу. Подглавы (параграфы) имеют двойную нумерацию (цифры разделены точкой, например, 1.2.). Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста и располагаются посредине строки. В названии, состоящем из двух и более предложений, предложения разделяются точкой. В заголовках перенос слов не допускается и точка в конце всего заголовка не ставится.
Слова «Основная часть» в работе не пишутся, но в содержание обязательно включаются заголовки глав, подглав и других выделенных разделов с указанием соответствующих страниц. В тексте основной части работы должны быть сноски на источники данных, использованных при подготовке работы. Страницы нумеруются в нарастающем порядке (включая приложения). Используется сквозная нумерация для каждого вида иллюстративного материала (рисунков) и таблиц.
Глава 1. Обзор литературы. Прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы. Необходимо подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием. Из литературных источников особое внимание следует уделять справочникам, монографиям, сборникам научных статей, сборникам материалов, докладов, тезисов докладов конференций и симпозиумов, статьям в специализированных научных журналах. При чтении литературы выделяются основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
Сведения, полученные из литературы, должны быть изложены словами автора. Если исследователь цитирует какую-либо фразу полностью, то ее необходимо взять в кавычки с указанием в скобках ссылки на источник и соответствующей страницы (например, [5, с. 87]). В качестве цитаты целесообразно приводить 1 – 2 фразы, но не целые абзацы! Недопустимо просто компоновать обзор литературы из кусков заимствованного текста. Все приводимые факты и другие представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники. Существуют разные способы оформления ссылок на источники. В биологических и экологических работах чаще всего используют порядковый номер источника в квадратных скобках, например, [5]. Если ссылка приводится в конце предложения, то точка ставится после закрывающей скобки. Если в предложении обобщается материал нескольких источников, то в скобках они располагаются по мере возрастания номера, через запятую, например, [5, 7, 21].
При написании обзора литературы необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы. Структура главы может быть представлена несколькими разделами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида исследовательской работы. По существу данная глава посвящена описанию изучаемой проблемы и обоснованию актуальности темы работы. Поэтому в конце главы рекомендуется кратко обобщить (резюмировать) представленную проблему и ее актуальность.
Глава 2. Характеристика района исследования. В зависимости от целей и задач работы эта глава может отсутствовать, а также сильно варьировать по объему, поскольку в разных исследованиях могут быть отражены различные характеристики района. Обычно дается краткая физико-географическая характеристика местности с учётом специфики работы. Так, например, в ботанических работах необходимо особое внимание уделить растительному покрову, освещенности, температурам, водному режиму. В работах по зоологии стоит отразить общую картину фауны, климатические условия, глубину снежного покрова, и другие параметры, которые могут оказать влияние на фауну. В экологических работах, посвященных определению качества окружающей среды, обязательно указываются источники загрязнения (промышленные предприятия, транспорт), в том числе возможные, и приводится их характеристика.
В этой главе принято приводить картоматериалы, оформленные соответствующим образом (см. иллюстрации), где будут понятны расположение, границы и окружение обследуемой территории.
Глава 3. Материалы и методы исследования. В начале главы следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследования (наблюдения) и дать их краткую характеристику (например, систематическое положение, условия обитания и т.п.). При изучении каких-либо показателей у людей необходимо дать полную характеристику испытуемых (количество человек в группах, пол, возраст, и другие, важные для конкретного исследования параметры). Запрещено публиковать личные данные (ФИО) участников исследования. Затем подробно излагается методика проведения исследования, указывается ее название и дается ссылка на источник. В случае полевых исследований возможно приведение картоматериалов с нанесенными маршрутами, трансектами, пробными площадями и т.п. Модифицированные и оригинальные методики описываются, с обоснованием необходимости применения именно этих способов получения информации. Здесь же перечисляются реактивы, приборы и инструменты, которыми пользовались, приводится их марка, точность измерений и объем собранного материала. При необходимости указываются методы статистической обработки данных и формулы расчета тех или иных показателей. Формулы нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках, которые размещаются следом за формулами в одной строке. Далее в тексте работы используются выражения: «При вычислениях по формуле 1…», «Показатель, рассчитанный по формуле 2, составляет…» и т.п. Также в тексте приводятся пояснения символов, составляющих формулы.
Глава 4. Результаты исследования и их обсуждение. Это основная глава. Она должна быть самой большой в работе по объему. В ней подробно излагаются полученные результаты, которые иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков (графиков, диаграмм, фотографий и т.п.), проводится анализ полученных данных и выполняется их сопоставление со сведениями из литературы.
Иллюстрации. Все иллюстративные материалы (рисунки, схемы, фотографии и т.п.) обозначаются как рисунок и должны быть «привязаны» к тексту с ссылками (Рис.1, Рис.2). Принято сначала в тексте размещать ссылку на рисунок, а затем непосредственно иллюстративный материал (на этой же странице ниже, на следующей странице или в приложении). Тематическое название рисунка с необходимыми пояснениями помещают под иллюстрацией. На рисунках обязательно должны быть все подписи и обозначения, необходимые для понимания представленных результатов. На осях графиков указывают условные обозначения и единицы измерения величин в принятых сокращениях. Длинные надписи лучше заменить цифрами, а расшифровку привести в подписи под рисунком. Для наглядности представления линий графиков и секторов диаграмм используют разные цвета, а в случае чёрно - белого варианта печати – разные типы линий и заливок (сплошные, пунктирные и т.д.)
На картах, схемах местности принято указывать масштаб и приводить пояснения условных обозначений, использованных на рисунке. Если верхняя часть карты не соответствует ориентации на север, то ставят значок - указатель севера или всех сторон горизонта. При использовании карт, взятых из каких-либо источников, например, интернет-ресурсов, необходимо приводить ссылку на источник и включать его в список источников. Это требование также касается любых других иллюстративных материалов и таблиц, взятых из каких-либо источников.
Таблицы. В виде таблиц обычно оформляется цифровой материал. Таблица должна быть понятной и компактной. Если данных много, то лучше сделать несколько небольших таблиц или в тексте работы разместить таблицу со средними (обобщенными данными), а таблицу с полными данными разместить в приложении. Каждая таблица должна иметь свой номер и название. Над левым углом таблицы размещается надпись «Таблица» и ставится её порядковый номер, через тире или отточие размещается заголовок (без кавычек). Заголовки (названия) таблиц следует писать кратко и понятно, не допуская сокращения слов. При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы либо повторяют со словами «Продолжение таблицы», либо графы пронумеровывают и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. В таблице должны быть указаны единицы измерения представленных результатов. Если они общие для всей таблицы, то их размещают в заголовке таблицы (обычно в скобках). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или столбца. В пределах одной таблицы все данные приводят с одинаковой степенью точности, при необходимости округляя до целых чисел или 1 - 2 знаков после запятой. В таблице не должно быть пустых клеток. Если данные отсутствуют, то в соответствующей ячейке ставят прочерк либо пишут «нет сведений, эксперимент не проводили». Все необходимые примечания, разъяснения условных обозначений, принятых в таблице, приводят под таблицей после слова «Примечание – » (согласно ГОСТ 2.105). В тексте работы обязательно должны присутствовать ссылки на таблицы (перед тем, как будет приведена сама таблица).
Очень часто правильно составленная таблица (где данные структурированы, располагаются в соответствии с изменением какого-либо параметра) помогает проводить анализ полученных результатов. Рекомендуется представлять обобщенные данные в виде диаграмм, по которым тоже легко делать сравнение полученных результатов друг с другом, выявлять закономерности. Выявленные различия необходимо характеризовать: больше – меньше, на сколько или во сколько раз, каковы причины. Особенно информативны сравнения относительных величин, для чего данные выражают в процентах. Когда полученные результаты сравнивают со сведениями из литературы, обязательно ставят ссылку на источник. Представленные в этой главе основные умозаключения служат основой для раздела «Выводы».
Заключение. Это завершающий раздел текста исследовательской работы, содержащий краткое изложение основных итогов и выводов работы. Здесь также обсуждают выдвинутую гипотезу (подтвердилась / не подтвердилась). Необходимо определить удалось или нет достигнуть поставленной цели. Также можно определить перспективы продолжения работы над темой, ее значимость (где можно использовать эту работу). В этом разделе могут быть представлены в кратком виде рекомендации, которые можно дать по результатам исследования. Если рекомендации освещаются подробно, то лучше их включить в отдельную главу, разместив перед разделом «Заключение» или «Выводы».
Очень часто описание итогов работы и обсуждение гипотезы приводят в конце главы «Результаты исследования и их обсуждение», а работу завершают разделом «Выводы».
Выводы должны быть сформулированы кратко, четко, т.е. в них кратко констатируются главные результаты исследования и выявленные закономерности. В выводах указывают только те сведения, которые были получены автором самостоятельно в ходе анализа и обобщения результатов исследования, т.е. то, что представлено в выводах должно быть и в главе «Результаты исследования и их обсуждение». Важно, чтобы выводы соответствовали задачам, поставленным в исследовании и сформулированным в разделе «Введение».
Список источников (Литература) содержит всю используемую и цитируемую в работе литературу и источники, которые принято размещать в алфавитном порядке). Список должен иметь сплошную нумерацию. При оформлении списка следует соблюдать требования и правила, предусмотренные межгосударственным стандартом ГОСТ 7.1-2003. Пример оформления списка литературы представлен в национальном стандарте ГОСТ Р 7.0.11-2011.
Рекомендуется сначала приводить русскоязычные источники, а уже затем работы на иностранных языках. В списках литературы названия журналов и некоторые другие часто употребляемые при библиографических описаниях слова даются в сокращенном виде.
Сведения о книгах (учебниках, справочниках и др.) должны включать: фамилию и инициалы автора или авторов, составителей, редакторов; заглавие книги; уточняющие и дополняющие сведения; а также наименование учреждений, участвующих в подготовке издания; издательство; место издания; год издания; количество страниц.
Фамилия автора указывается в именительном падеже. Если книга написана двумя или тремя авторами, то фамилия первого автора пишется перед названием книги, а после заглавия книги ставят знак / и перечисляют всех авторов, их фамилии с инициалами указываются в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; перед фамилией последующего автора ставят запятую. Фамилии и инициалы авторов, если их более 3-х, указываются после заглавия и отделяются от него косой чертой. Фамилии 4-х авторов и др. лиц перечисляют все, если таковых более 4-х, указывают фамилии первых 3-х и «др.».
Заглавие книги приводится в том виде, в каком оно дано на титульном листе без кавычек. После названия ставится точка.
Перед наименованием места издания ставится тире. Наименование места издания пишется полностью, в именительном падеже. Допускается сокращение названия только двух городов: Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.). После названия города ставится двоеточие.
Издательство указывается в именительном падеже без кавычек. После наименования издательства ставится запятая.
Год издания пишется без указания слова «год» или «г.», после года издания ставится точка, затем тире и количество страниц.
Сведения о статье из периодического издания должны включать в себя: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование журнала (газеты), год выпуска, номер журнала (для газеты - дата выпуска), страницы, на которых помещена статья. После заглавия статьи точка не ставится, но вопросительный и восклицательный знак ставится, далее ставится двойная косая черта; после наименования журнала (газеты), года выпуска, номера журнала (даты выпуска газеты) - точка и тире. Обязательно указываются страницы, на которых расположена статья.
Описание книги одного автора
Орлова, Н.И. Определитель высших растений Вологодской области / Н.И. Орлова. – Вологда: Русь, 1997. – 262 с.
Описание книги двух авторов
Шабельская, Э.Ф. Индивидуальные задания по физиологии растений на полевой практике / Э.Ф. Шабельская, А.Н. Санько. – Мн.: Выш. школа, 1982. – 126 с.
Описание книги трех авторов
Лойда, З. Гистохимия ферментов / З. Лойда, Р. Госсрау, Т. Шиблер – М.: Мир, 1982. – 268 с.
Описание книги многих авторов и под редакцией
Прижизненное и побочное пользования осушаемых лесов Вологодской области / Н.А. Дружинин, Ф.Н. Дружинин, А.С. Пестовский, А.С. Новосёлов; под общ. ред. А.С. Новосёлова. – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2011. – 192 с.
Птицы Европейской России. Полевой определитель / В.Е. Флинт, А.А. Мосалов и др. – М.: Союз охраны птиц России; Алгоритм, 2001. – 224 с.
Пористые проницаемые материалы: Справ. / Под ред. С.В. Белова. – М.: Металлургия. 1987. – 333 с.
Описание методических указаний
Лесоведение. Методические указания по учебной практике студентов / Отв. ред. Е.С. Мельников. – СПб.: СПбГЛТА, 2007. – 88 с.
Гравиметрический (весовой) анализ: Метод. указания к изучению курса количественного химического анализа / Сост. К.И. Яковлев, Г.М. Алексеева. – СПб.: Изд-во СПХФА, 2005. – 50 с.
Описание составной части издания
Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов. – М.: Терра-Кн. клуб, 2009. – 4 т.
Ильф, И.А. Источник веселья // И.А. Ильф, Е.П. Петров Собр. соч.: В 5 т. – М.: Детская литература, 1961. – Т. 5. – С. 94 – 97.
Грин, Н. Биология: в 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д Тейлор; под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1996. – 2 т.
Цвелев, Н.Н. Порядок злаки (Poales) // Жизнь растений в 6 т. / Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1982. – Т. 6. – С. 341 – 378.
Многотомные издания
Казьмин, В.Д. Справочник домашнего врача [Текст]. В 3 ч. Ч. 2. Детские болезни / Владимир Казьмин. – М. : АСТ : Астрель, 2002. – 503 с.
Описание статьи из сборника, книги
Аршаница, Н.М. Ихтиопатологический анализ состояния здоровья природных популяций разных по экологии видов рыб / Н.М. Аршаница, А.С. Васильев, В.И. Лукьяненко // Актуальные проблемы экологии Ярославской области: Вып. 1. – Ярославль: ВВО РЭА, 1998. – С. 78 - 84.
Морозов, В.С. Использование ряски малой (Lemna minor) и ряски трехдольной (Lemna trisulca) для озеленения луж в г. Ярославле / В.С. Морозов // Тр. VII Всероссийск. совещания по проблемам озеленения. – М.: Наука, 2001. – С. 24 - 28.
Рыбникова, И.А. Программы исследовательских работ для школьников по изучению экологии муравьев / И.А. Рыбникова // Изучение популяции животных в целях биомониторинга / Под ред. Л.Н. Коробейниковой. – Вологда: ВГПУ, 1999. – С. 21 - 31.
Отчеты о научно-исследовательской работе
Формирование генетической структуры стада [Текст] : отчет о НИР (промежуточ.) : 42-44 / Всерос. науч.-исслед. ин-т животноводства ; рук. В.А. Попов; исполн.: Г.П. Алешин [и др.]. – М., 2001. – 75 с. – Библиогр.: с. 72–74. – № ГР 01840051145. – Инв. № 04534333943.
Описание статьи из журнала
Черникин, Е.М. Баргузинский биосферный заповедник / Е.М. Черникин // Природа. – 1995. – № 8. – С. 45 - 59.
Синтез перенасыщенных аналогов пенициллина / Е.Ф. Панарин, М.В. Соколовский, М.Б. Беров, М.А. Жукова // Изв. АН СССР. Сер. Химия. – 1974. – № 10. – С. 2300 - 2303.
Описание статьи из газеты
Васнецова, Т. Весь покрытый зеленью, абсолютно весь… / Т. Васнецова // Голос Череповца. – 2012. – 24 июля.
Описание стандартов
ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оформления. – М.: Стандартинформ, 2010. – 76 с.
Описание патентных документов
А. с. 1254421 СССР, МКИ G 03 G 15/00. Электрографический микрофильмирующий аппарат / А.Г. Арутюнов (СССР). – Опубл. 23.06.86. Бюл. № 32.
Описание авторефератов диссертаций
Сиротко, В.В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: автореф. дис. … канд. мед.наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. – М., 2006. – 17 с.
Описание диссертации
Коваленко, Л.А. Биологическая активность основных компонентов агроэкосистем при антропогенном воздействии: дис. ... д-ра биол. наук: 03.00.16 / Коваленко Людмила Андреевна. – Екатеринбург, 2004. – 448 с.
Описание иностранных литературных источников подчиняется тем же правилам.
Например:
Wyner, A. The wire-tap channel / A. Wyner // Bell Sistem Technical J. – 1975. – Vol. 54. – № 3. – P. 1355 - 1387.
Описание электронных ресурсов
Коротков, Д.В. Организация самостоятельных наблюдений школьников за зимующими птицами [Электронный ресурс] / Д.В. Коротков // Биология. – 2006. – № 3. – Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200600304
Методика проведения зимнего учета птиц. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/voop/parus/metods.htm
Приложения. В большинстве работ приложения не нужны. В случае необходимости сюда помещаются все не вошедшие в основной текст материалы. Это могут быть большие по объему расчёты, анкеты, опросники, схемы, графики, фотографии и т.д. Приложения размещаются на отдельных листах. При этом в правом верхнем углу листа с приложением пишется «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Все приложения должны быть перечислены в оглавлении с указанием их номеров, заголовков и страниц. В тексте работы обязательно должна быть размещена отсылка к приложениям, например, «(см. прил. 1)», «Вопросы анкеты размещены в приложении 2.» и т.п.