Антропогенные факторы оказывают на человека не только непосредственное влияние, изменяя химический состав вдыхаемого воздуха и питьевой воды, но и опосредованное, вызывая нарушения экологического равновесия в природе. В настоящее время возрастает доля автотранспорта в загрязнении атмосферы.

Цель работы: определить количество антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта.

Задачи (примерные):

  1. Определить количество и тип автотранспорта на участке.
  2. Рассчитать количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу.
  3. Оценить экологическую обстановку в районе участка автомагистрали.

Когда проводить исследование? Сбор данных может быть проведен в любое время, но необходимо учитывать, что в течение суток интенсивность движения автотранспорта меняется. Если исследование проводить в часы наибольшей интенсивности движения, то будут получены максимальные значения выбросов вредных веществ от автотранспорта. Отдельно может быть изучено изменение количества автотранспорта в течение дня и определена суточная динамика поступления выбросов от автотранспорта в атмосферу. В любом случае учет автотранспорта должен быть проведен в течение нескольких дней, например, в течение недели, чтобы оперировать в работе усредненными данными.

Как исследовать?(Методика работы)

Сначала необходимо определиться с участком автострады, где будет проводиться исследование. Это может быть участок протяженностью 0,5 – 1 км вблизи учебного заведения, места жительства или отдыха, имеющий хороший обзор (из окна, парка, прилегающей территории). Длину участка (L, км) измеряют, например, шагами (нужно знать длину шага) и переводят в км.

Во время наблюдений учитывают число единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, 1 часа, данные заносят в таблицу 1.

Таблица 1. Учетная таблица

Тип автотранспорта Кол-во, шт. Всего за 20 мин. За 1 час, Nj Общий путь за 1 ч., Lj, км
Легковые автомобили        
Грузовые автомобили        
Автобусы        
Дизельные грузовые автомобили        

Общий путь, пройденный выявленным числом автомобилей каждого типа за 1 час, рассчитывается по формуле:

где: j – обозначение типа автотранспорта; L – длина участка, км; Nj – число автомобилей каждого типа за 1 час.

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, можно определить расчетным методом. Исходными данными являются: число единиц автотранспорта, проезжающего по выделенному участку автострады в единицу времени (Nj ); нормы расхода топлива автотранспортом (таблица 2).

Таблица 2. Нормы расхода топлива

Тип автотранспорта Средние нормы расхода топлива (л на 100 км) Удельный расход топлива, Yj (л на 1 км)
Легковые автомобили 11 – 13 0,11 – 0,13
Грузовые автомобили 29 – 33 0,29 – 0,33
Автобусы 41 – 44 0,41 – 0,44
Дизельные грузовые автомобили 31 – 34 0,31 – 0,34

Количество топлива разного вида (Qj, л), сжигаемого двигателями автомашин, рассчитывают по формуле:

Определяют общее количество сожженного топлива каждого вида (ΣQj), все результаты заносят в соответствующую таблицу (таблица 3).

Таблица 3. Расход топлива

Тип автотранспорта Nj Qj, л
Бензин Дизельное топливо
Легковые автомобили      
Грузовые автомобили      
Автобусы      
Дизельные грузовые автомобили      
Всего ΣQj    

Далее рассчитывают объем выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего с учетом справочного материала (таблица 4), при этом количество топлива каждого вида (ΣQj) умножают на соответствующий определенному загрязнителю коэффициент выброса (К). Результаты заносят в таблицу 5.

Таблица 4. Коэффициенты выброса

Вид топлива Значение коэффициента (К)
Угарный газ Углеводороды Диоксид азота
Бензин 0,6 0,1 0,04
Дизельное топливо 0,1 0,03 0,04

Таблица 5. Объем выбросов

Вид топлива ΣQj, л Количество вредных веществ, л (ΣQj ∙ К)
Угарный газ Углеводороды Диоксид азота
Бензин        
Дизельное топливо        
Всего (V, л)      

Используя полученные данные об объеме выделившихся вредных веществ, определяют их массу (m, г) по формуле:

где М – молекулярная масса.

Для оценки экологической обстановки в районе участка автомагистрали полученные результаты сравнивают со значениями предельно допустимых концентраций (ПДК); рассчитывают количество чистого воздуха, необходимого для разбавления выделившихся вредных веществ (таблица 6), чтобы обеспечивались санитарно допустимые условия окружающей среды.

Таблица 6. Количество вредных веществ в районе участка и ПДК

Вид вредного вещества Кол-во, л (объем) Масса, г Объем воздуха для разбавления, м3 Величина ПДК, мг/м3
максималь-ная разовая средне-суточная
Угарный газ          
Углеводороды          
Диоксид азота          

Сведения о ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест можно найти в соответствующих гигиенических нормативах (ГН 2.1.6.1338-03). Следует иметь в виду, что нормативы периодически дополняются изменениями. Полученные в работе результаты можно сопоставить с количеством выбросов в атмосферу от стационарных источников загрязнения, расположенных в районе исследования (такие данные можно найти, например, в ежегодных отчетах о состоянии и охране окружающей среды в Вологодской области).

Источник:

Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. - 112 с.

Конечно, исследовательская работа должна иметь название. Попробуй написать тему работы

Предлагаемое название работы: Оценка автотранспортного загрязнения атмосферы на территории ______________ (указать название или расположение участка, где проводились исследования).

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель работы: (указать название или расположение участка, где проводились исследования)

Задачи:

1.
2.
3.
4.

Например, если в данной работе решено выяснить изменение выбросов вредных веществ от автотранспорта в течение дня, то можно включить задачу:

5.

При необходимости ты можешь сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза исследования: должна включать предположение о существенном или допустимом (слабом) загрязнении атмосферы работающим автотранспортом на исследуемом участке автострады. Для более конкретного формулирования гипотезы нужно иметь представление о том районе, где проводятся исследования.

Сформулируй гипотезу исследования самостоятельно.

Гипотеза исследования:

Итак, на первом этапе работы: выбрана тема исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи. Имеющаяся методика исследования должна быть проанализирована с целью подготовки к практической части работы: необходимо определить участок для работы, апробировать методы исследования, подготовить учетные таблицы.

Следующие этапы работы должны включать: подбор литературных источников по предмету исследования и их анализ; подготовку необходимого оборудования. Далее осуществляется непосредственно учетная работа на выбранном участке, расчеты согласно методике, анализ полученных результатов, оформление результатов работы в виде текста, подготовка презентации и устного выступления.

Рекомендуем составить собственный план работы, включающий определенные этапы:

Этапы работы:

Что делать, когда исследование проведено?