Оценить физическую работоспособность человека по скорости восстановительных процессов можно с помощью гарвардского степ-теста. Вычисляемый индекс позволяет сравнить группы испытуемых, отличающихся по какому-либо признаку, например, здоровых школьников, занимающихся спортом, и не занимающихся. У спортсменов значения индекса, как правило, выше, чем у нетренированных людей. Особенно высокие величины индекса обнаруживаются у представителей видов спорта циклического характера, уделяющих особое внимание развитию выносливости.

Цель работы: определить скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки.

Задачи (примерные):

  1. Определить индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ) у школьников, занимающихся и не занимающихся спортом.
  2. Сравнить скорость восстановительных процессов после физической нагрузки у изучаемых групп людей.

Когда проводить исследование? Сбор данных может быть проведен в любое удобное для исследования время. Главная сложность – тщательно подобрать испытуемых в изучаемые группы согласно выделенным задачам, при этом учитываются пол, возраст и физическое развитие испытуемых. Группы для исследования должны быть однородными.

Как исследовать?(Методика работы)

Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения мышечной работы зависят от пола, возраста и физическое развития испытуемых (см. таблицу 1).

Таблица 1. Высота ступеньки и время восхождений при проведении гарвардского степ-теста

Группы испытуемых Высота ступеньки, см Время восхождений, мин.
Мужчины (старше 18 лет) 50 5
Женщины (старше 18 лет) 43 5
Юноши и подростки (12 – 18 лет) с поверхностью тела больше 1,85 см2 50 4
Юноши и подростки (12 – 18 лет) с поверхностью тела меньше 1,85 см2 45 4
Девушки (12 – 18 лет) 40 4
Мальчики и девочки 8 – 11 лет 35 3
Мальчики и девочки до 8 лет 35 2

Для работы необходим секундомер, ступенька определенной высоты (см. таблицу 1) и метроном, который будет задавать темп движений (120 уд./мин.).

Перед проведением степ-теста испытуемого следует ознакомить с методикой выполнения физической нагрузки, предоставить возможность совершить несколько пробных восхождений на ступеньку. Подъем и спуск состоят из четырех движений (см. рис. 1): 1 – испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 – ставит на ступеньку другую ногу, 3 – ставит назад на пол ногу, с которой начал восхождение, 4 – ставит на пол другую ногу. В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальном положении. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем.

Во время тестирования испытуемому предлагается совершать подъем на ступеньку в заданном темпе – с частотой 30 раз за 1 минуту. Темп движений задается метрономом, частоту которого устанавливают на 120 ударов в минуту.

Рис. 1. Последовательность движений в степ-тесте.

 

В тех случаях, когда испытуемый прекращает работу раньше времени (согласно таблице 1), фиксируется то время, в течение которого выполнялась работа. Если из-за утомления испытуемый не может поддерживать заданный темп восхождений в течение 20 с, тест прекращается, а при расчете учитывается фактическое время выполнения нагрузки.

После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2-й минуты у него 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывается число пульсовых ударов: с 60-й до 90-й секунды восстановительного периода, с 120-й до 150-й и с 180-й до 210-й с. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2 (перевод в частоту сердечных сокращений за 1 мин.). Расчет индекса гарвардского теста (ИГСТ) производят по формуле:

ИГСТ 

Где T – фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f1, f2, f3 – сумма пульса за первые 30 секунд каждой минуты (начиная со 2-й) восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах.

Чем быстрее восстанавливается пульс, тем меньше величина суммы и, следовательно, тем выше индекс ИГСТ и выше скорость восстановительных процессов после напряженной мышечной работы.

Результаты тестирования (ИГСТ) сравнивают со шкалой оценки (таблица 2), которая была составлена на основании обследования большого числа здоровых нетренированных лиц.

Таблица 2. Оценка результатов гарвардского степ-теста

ИГСТ Оценка (скорость восстановительных процессов)
Меньше 55 Плохая
55 - 64 Ниже средней
65 – 79 Средняя
80 - 89 Хорошая
90 и больше Отличная

Делают заключение о скорости восстановительных процессов после физической нагрузки.

Источник:

Гора Е.П. Экология человека. Практикум: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2008. - 127 с.

Конечно, исследовательская работа должна иметь название. Попробуй написать тему работы

Предлагаемое название работы: Определение скорости восстановительных процессов после физической нагрузки методом гарвардского степ-теста

Объект исследования: (необходимо указать группы людей, у которых проводилось исследование, например, мальчики и девочки (одного возраста или разных возрастов); школьники, занимающиеся спортом, и не занимающиеся; люди курящие и не курящие, и т.д.)

Предмет исследования:

Цель работы: определить скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки

Задачи:

1.
2.
3.

Например, если в данной работе решено проверить:

Гипотезу исследования: скорость восстановительных процессов после физической нагрузки выше у людей, занимающихся спортом,
тогда отдельной задачей можно включить:

4.

Ты можешь сам сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза исследования:

Итак, на первом этапе работы: выбрана тема исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи. Имеющаяся методика исследования должна быть проанализирована с целью подготовки к практической части работы: необходимо выделить методы исследования и составить список оборудования, которое понадобится.

Следующие этапы работы должны включать: подбор литературных источников по предмету исследования и их анализ; подготовку необходимого оборудования. Далее осуществляется непосредственно экспериментальная работа с группами испытуемых - сбор данных согласно методике, вычисления, анализ полученных результатов, проверка гипотезы, оформление результатов работы в виде текста, подготовка презентации и устного выступления.

Рекомендуем составить собственный план работы, включающий определенные этапы:

Этапы работы:

Что делать, когда исследование проведено?